Взять «Золотую маску». Со временем
— Тина Юрьевна, чем жила «Премьера» в уходящем году?
— Мы усиливаем те тенденции, которые были заложены в прошлом, в позапрошлом сезонах. У нас нет резких рывков в развитии: мы методично идем вперед, копаем в глубину, качественно совершенствуем свое мастерство в разных направлениях. Самое главное в нашей работе — каждодневный труд над собой, над совершенствованием себя: методичный, целенаправленный, системный. Поэтому тенденция к росту есть во всех наших коллективах, во всех подразделениях. Взять, например, отдел продаж: когда-то на спектакль во Дворце искусств «Премьера» приходили 200 человек, сейчас на февральскую программу Музыкального шоу-театра «Премьера» в кассе билетов почти не осталось…
Собственно, если взять тот же шоу-театр, начавшийся с нашей мечты о феерии, о хорошей музыке, о хорошей хореографии иного свойства и своеобразного, не очень знакомого нашему зрителю жанра: если посмотреть его постановки последних лет, видишь, как эта мечта постоянно воплощается. Мы, например, боялись выпускать программу «Голоса. Forever» из хитов конца ХХ века: думали, что зрителям старшего поколения будет неинтересно исполнение песен на чужом языке. В итоге — полный зал, и именно эта публика кричала «браво», узнавала эту музыку и была в восторге от происходящего.
— Какие еще события вы относите к творческим удачам?
— Семь номинаций спектакля «Гроза» Молодежного театра, который потом был показан на ХIХ международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге, на Национальную театральную премию «Золотая маска» — огромнейший прорыв, наше достижение. Основатель «Премьеры», народный артист России Леонард Гатов приглашал к нам работать больших мастеров и говорил: «Тянитесь к ним, учитесь у них»… И когда на одной сцене рядом стоят Чулпан Хаматова, Алла Демидова и наша Полина Шипулина, когда имена актеров Молодежки стоят в одном ряду с именами других номинантов — без преувеличения, великих мастеров, которые даже произносятся с трепетом и в театральном искусстве остаются недосягаемой высотой, считаю этот факт большой победой.
Да, мы не привезли домой премии в этом году, но и режиссер Юрий Бутусов на церемонии вручения «Золотой маски», забирая награду в номинации «Драма/работа режиссера» за «Дядю Ваню» в Театре им. Ленсовета, заметил, что он уже премии получал не раз, а вот лучшим спектаклем его постановки не называли никогда... При этом сказать, что у нас кружится голова от успеха, нельзя: мы понимаем, как много еще нужно сделать. Хотя сам факт номинации на «Золотую маску» говорит о том, что мы движемся именно туда, куда нужно, что мы вошли в театральную элиту страны, и это — стимул развиваться дальше.
— Такова формула артистического долголетия «Премьеры»?
— Буквально только что мы разговаривали с художественным руководителем Кубанского симфонического оркестра, народным артистом России Владимиром Александровичем Понькиным, и он говорил о том, творческая работа — одна из тяжелейших только потому, что строится на невидимом со стороны процессе самосовершенствования: у профессионалов он занимает не восемь и не двенадцать часов в день, он не останавливается никогда.
Когда дирижеры Понькин или Ивенский, готовя концерт, не спят ночами, проживая каждую ноту, каждый акцент, чтобы потом их донести слушателю, когда балетмейстер Иван Фадеев сочиняет рассказ в хореографии о причудах сердца, для них они - смысл жизни. Ведь удивить можно только виртуозностью исполнения и, конечно, новым прочтением музыки или драматургии. И, конечно, мы всегда стремимся обращаться к неисчерпаемой сокровищнице русской культуры, чтобы воспитывать свою публику.
Театр — детям
— Именно поэтому добрая половина афиши любой площадки — концерты и спектакли для детей?
— Работа с детворой и юношеством для нас — один из важнейших пластов работы, поскольку воспитание своего зрителя начинается с игры в куклы, с восприятия ребенком абстрактных понятий через их одушевление. Поэтому очень большое внимание уделяется детскому репертуару и Нового театра кукол, и Дворца искусств «Премьера» — площадки, где артисты Молодежного театра вместе с актерами дворца играют спектакли специального детского абонемента «Этот сказочный мир — театр».
В муниципальном концертном зале «Премьер-оркестр» и его дирижер Даниил Червяков в нынешнем сезоне придумали цикл концертов «Все начинается с детства», а существующий уже несколько лет абонемент главного дирижера Кубанского симфонического оркестра Дениса Ивенского «Сказки с оркестром» всегда получает овационный прием: билеты на его концерты выкуплены в июне, еще до ухода «Премьеры» в отпуск. С другим детским абонементом оркестра, «Для самых маленьких», как-то был курьезный случай: в кассе оставался один билет, и две мамочки не на шутку поспорили за него. Конечно, сотрудники зала нашли места для всех, но сам факт — показатель того, насколько востребован наш детский репертуар, что для нас главное.
— В Новый театр кукол, кстати, тоже непросто купить билет…
— Когда спектакль «Сказка о царе Салтане» получает на XVI региональном фестивале «Кубань театральная-2018» им. народного артиста СССР, лауреата Госпремии РСФСР М. Куликовского специальный приз «За лучший спектакль театра кукол»,— и это признание. Потому что дети растут и им обязательно нужно в свое время пройти через «Репку», через «Гуси-лебеди», через «Аленький цветочек» — простые и понятные сказки о добре и зле, рассказанные близким им языком: это те впечатления, которые остаются с ними навсегда, определяют личность.
Когда заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Вадим Домбровский ставит Пушкина, опираясь на русский фольклор и этнографию, когда первые строки «Сказки о царе Салтане» «В те поры война была…» звучат под музыку Петра Ильича Чайковского и всполохи красного огня, маленькие сердечки екают и в них пробуждается охранный инстинкт: свою родину, свою историю надо защищать. И здесь остается только снять шляпу перед режиссерской мудростью Вадима Александровича, который к нынешней новогодней кампании порадовал детвору «Волшебной лампой Аладдина».
— Появятся ли в «Премьере» новые формы диалога с самыми юными?
— Конечно. В сотрудничестве с театральными объединениями центра творчества «Содружество» мы разрабатываем проект детского театра. Нам очень хочется создавать спектакли, в которых наравне со взрослыми будут участвовать дети, но делать это не разово, а системно. Будем потихонечку обновлять абонемент «Этот сказочный мир - театр» такими совместными спектаклями. Все-таки когда Мальвину играет взрослая тетя, ребенок видит эту ложь, а если на сцене — его ровесник, мальчишечка или девчоночка сильнее эмоционально вовлекается в происходящее.
Воспитание искусством — важнейшая часть социальности детей, которую мы все равно будем развивать теми ресурсами, которые у нас есть. Мы хотим и будем воспитывать своего зрителя на качественном литературном и музыкальном материале, на хорошем исполнительском уровне, прививая вкус, понимание и знание литературы, истории и отечественной художественной культуры в целом.
«Бег» на длинную дистанцию
— Вы упоминали новую работу хореографа Ивана Фадеева, который сезон назад выпустил во Дворце искусств фантастически красивый спектакль шоу-театра «Страсти по Бродвею». Как скоро ждать ее премьеры?
— Она запланирована на март: спектакль с авторскими музыкой и текстом обещает быть очень необычным. Он расскажет о выборе сердца и о том, что вся жизнь - история любви, встреч и расставаний. И подчас твою судьбу и представления о счастье с тем, с кем бы ты хотел провести свою жизнь, меняет одна мимолетная встреча. Отсюда и название — часть строчки русской народной песни: «Летят утки, летят утки и два гуся. Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся».
Над спектаклем с Иваном Фадеевым, как и над «Страстями по Бродвею», вновь работает Елена Соловьева — художник по костюмам новокуйбышевского театра-студии «Грань» и главный художник Самарского академического театра оперы и балета. Судя по эскизам, сценография будет очень необычная: с одной стороны, лаконичная, с другой стороны — глубокая, с перспективой.
— Планы Молодежного театра тоже объявлены: главный режиссер Даниил Безносов ставит «Бег» Михаила Булгакова…
— Мы долго выбирали тему и остановились на этой серьезнейшей литературе о людях, мечущихся в безвременье и безвластии. Даниил приступил к работе с художником Дмитрием Разумовым — выпускником курса народного художника РФ Олега Шейниса на постановочном факультете Школы-студии МХАТ и экс-актером Молодежки, который когда-то играл Гадкого Утенка в «Датской истории» Адольфа Шапиро и графа Сен-Жермена в «Аttandez!» Владимира Рогульченко: Дмитрий как сценограф работал в МХТ им. Чехова, «Театре.doc», «Практике», «Сатириконе».
Еще ведем переговоры о постановке «Двойника» Федора Достоевского с учеником Сергея Женовача Олегом Юмовым — сокурсником Даниила Безносова по ГИТИС РАТИ: как и Даня, он принадлежит поколению молодых, но глубоких режиссеров, которые работают качественно, серьезно, вдумчиво. Если говорить о дальней перспективе, то в 2020 году в Молодежке будут ставить режиссер Григорий Дитятковский и художник Эмиль Капелюш. Эмиль Борисович, поработав у нас над толстовским «Дьяволом» с режиссером Денисом Хуснияровым, возвращается: значит, мы все-таки умеем организовывать работу и относимся с благодарностью к тем людям, которые несут своем мастерство нашему зрителю.
Что касается Григория Исааковича Дитятковского, то он, конечно, мастер из первого эшелона современной режиссуры, что для нас особенно важно при выборе приглашенных постановщиков. Безусловно, чтобы репетиции шли без ущерба для репертуарных спектаклей на домашней сцене и во Дворце искусств, потребуется четкий и жесткий график, но для актеров «Премьеры» выходной день — несбыточная мечта.
— Будет ли новая страница в фестивальной истории объединения?
— Надеемся показать «Дьявола» на IV Международном театральном фестивале «Толстой Weekend», который проходит весной в декорациях музея-усадьбы Л. Толстого «Ясная Поляна» и где ведущие российские и зарубежные театры показывают постановки по произведениям Льва Николаевича. Кубанский симфонический оркестр получил приглашение поучаствовать в одной из смен образовательного центра «Сириус» в Сочи.
Остальные наши коллективы пока еще определяются с планами.
«С кем год встретишь, с тем и проведешь»
— Новый год по-краснодарски невозможно представить без двух событий «Премьеры»: праздничного действа 31 декабря на Театральной площади и «Новогодней фантазии». Чем удивите на этот раз?
— Идея новогодних программ на площади рождена еще Леонардом Григорьевичем Гатовым: помню, как Кубанский духовой оркестр в одном из первых концертов играл в костюмах звездочетов, зайчиков и дедов морозов. И то, что несколько десятков тысяч краснодарцев в любую погоду приходят встретить праздник вместе с «Премьерой», услышать поздравления руководителей города и увидеть фейерверк, доказывает, что идея прижилась и стала городской традицией. Когда мы с коллегами осенью собираемся, чтобы впервые обсудить концепцию этого праздника, с двух фраз: «Наличие работы лучше, чем ее отсутствие» и «С кем встретишь Новый год, с тем его и проведешь». Поэтому приглашаю всех горожан в новогоднюю ночь на Театральную площадь: вас ждет незабываемое действо, созданное режиссером Жанной Пономаревой,— человеком команды «Премьеры», который на свои хрупкие плечи взвалил огромный пласт работы.
Жанна же работала и над юбилейной «Новогодней фантазией-25» на сцене Дворца искусств, тоже когда-то придуманной Гатовым: в «Стране волшебных сновидений, или Большом приключении маленькой Елочки» — веселым приключением с борьбой добра и зла за детские души, в котором, конечно же, побеждает светлая сторона. Вместе с Жанной сценарий, очень интересные декорации и музыку для «Новогодней фантазии-25» сочинили постановщики кремлевской елки. Наше знакомство, которое перешло в долгую и плодотворную дружбу, обеспечил когда-то Иван Фадеев.
— К слову, о команде «Премьеры»: она в последние годы помолодела, но остается неизменной. В чем секрет?
— То, что было недосягаемой высотой два года назад, становится обыденностью и платформой для следующих шагов. И здесь самое главное: не опускать, а поднимать планку. Сама я отношусь к тем людям, кто ценит стабильность и бываю достаточно резка, если сталкиваюсь с неорганизованностью, безответственностью «премьеровцев». Когда кто-то из коллег укоряет меня, что я слишком жестко говорю с артистами, «они — люди чувствительные, нежные, их надо любить», я парирую: «Что вы подразумеваете под словом «люблю»? Я тоже люблю артистов, но хочу, чтобы у них была работа, зарплата, возможность кормить свои семьи и быть уверенными в завтрашнем дне». Лучше я кого-то сейчас отчитаю, проявив неравнодушие к его судьбе, чем, закрыв глаза на разгильдяйство, обнаружу через некоторое время, что человек разрушает и свою жизнь, и общее дело. Благополучие «Премьеры» надо беречь: своей дисциплинированностью, постоянным ростом, стабильность и системность работы каждого сотрудника.
— Какой будет «Премьера» через десять лет?
— Мы всегда ощущали себя частью Краснодара, чувствуя взаимность со стороны горожан, для которых работаем, и получая поддержку городских властей. Достаточно сказать, что обновленный, изысканно выглядящий муниципальный концертный зал, который не знал ремонта два десятилетия,— заслуга администрации города, за что ей низкий поклон. По мере возможности мы тоже вкладываем заработанное «Премьерой» в ремонт, обновление площадок, декораций, инструментов, транспорт. В этом году в рамках федерального партийного проекта «Единой России» «Культура малой Родины» Новый театр кукол приобрел звуковое, световое оборудование и программное обеспечение, а Молодежка — оборудование для рабочего места художника, генератор снега, прожекторы и др., а часть средств направлена на постановку премьерных «Звериных историй» Даниилом Безносовым. На следующий год вновь подадим заявку, и не только в этот проект.
Как говорит российский театральный менеджер номер один Кирилл Крок, «удача кратна количеству попыток, которые вы сделали». Мы заявляли и будем заявлять о себе, и это не самоцель, а осознание себя: «Премьера» сегодня — это на века построенный дом с крепкими стенами и фундаментом, заложенными Гатовым, с особой атмосферой внутри, где все и каждый нацелены на творческий рост.
Источник - "Кубань сегодня"
Автор - Анастасия Куропатченко