Top.Mail.Ru
Гобой. Человеческий голос

Гобой. Человеческий голос

07.04.2018
Мне стало ясно, почему П.И. Чайковский в «Лебедином озере» отдал тему Одетты гобою! Заколдованная девушка-лебедь не могла говорить. Гобой - такой тёплый, живой, трепетный - был её голосом!
Соло на гобое исполняет лауреат международных конкурсов Алексей Балашов. В сопровождении «Премьер-оркестра» прозвучат произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Т. Альбинони, Г. Доницетти, А. Паскулли, Р. Воан-Уильямса.

В Краснодаре Алексей Балашов бывает часто. «Точка притяжения» музыканта – наш камерный «Премьер-оркестр» и его главный дирижёр Даниил Червяков. С этим молодым, ярким, перспективным коллективом известный музыкант, входящий в шорт-лист лучших отечественных исполнителей на деревянных духовых инструментах, сыграл несколько российских премьер.

Перед концертом Алексей Балашов дал интервью нашему сайту.

– Гобой – не тот инструмент, в класс которого родители приводят детей.

– Я стал гобоистом по чистой случайности. В Париже на сборах отец познакомился с гобоистом Большого театра Сергеем Бурдуковым (родители Алексея, Юрий Сергеевич и Елена Юрьевна, известные шахматисты – прим. авт.). После этой встречи мы с сестрой Татьяной поменяли музыкальную школу на специализированную школу духовых инструментов.

– Родители – шахматы, логика. Дети – музыка, эмоции... Передалось ли вам от родителей рациональное начало в исполнении произведений?

– Я стараюсь подчинять сердце разуму. Это очень важно. Приходится играть музыку разных стилей, она требует вдумчивого анализа, «продумывания ходов».

– Вы оттачивали стиль на мастер-классах у ведущих европейских исполнителей на гобое. Западная школа игры на деревянных духовых отличается от отечественной?

– Очень. В отечественной исполнительской школе много внимания уделяется технике. В Европе – постановке звука. На Западе на духовых играют мягче. Да и в Корее, Японии тоже… Когда я приехал на мастер-классы к Франсуа Лелё, мне пришлось много работать, чтобы сделать звук более мягким, прикрытым. Послушайте европейские духовые оркестры, они все звучат очень мягко.

– Вы не только играете на гобое, но много рассказываете о нём. Если вкратце, в формате слогана, какое место занимает гобой в истории музыки?

– Это инструмент, максимально приближенный к человеческому голосу. Один мой знакомый слушатель утверждает, что голос гобоя похож на плач женщины. Я играю на концертах и часто вижу, что некоторые люди плачут, другие сидят в сосредоточенном состоянии, словно медитируют... Гобой словно говорит нам то, что невозможно передать словами. (Мне стало ясно, почему П.И. Чайковский в «Лебедином озере» отдал тему Одетты гобою! Заколдованная девушка-лебедь не могла говорить. Гобой - такой тёплый, живой, трепетный - был её голосом! – прим. авт.)

– У гобоя много разновидностей. Играете на них?

– Да, недавно играл на гобое д’амур. Редкий инструмент, его широко использовали Иоганн Себастьян Бах, Георг Филипп Телеман.
  
– Ещё недавно окончить консерваторию означало устроиться на работу таксистом или официантом. Вы востребованный музыкант, кажется, работа сама вас находит. Ваш пример – исключение из правила или ситуация с трудоустройством музыкантов начала улучшаться?

– Таких как я, не так много. Алексей Уткин, мой педагог в Московской консерватории, был одним из первых в России, кто «вывел» гобой на широкую концертную сцену. Гобоисты, в основном, устраиваются на работу в оркестры. Я сознательно шёл к сольной карьере. Сейчас я в год даю порядка шестидесяти сольных концертов.
  
– Ваш гобой застрахован? (Алексей Балашов играет на немецком гобое фирмы «Людвиг Франк» – прим. авт.).

–Нет. Гобой не такой дорогой инструмент, как, скажем, скрипка.

– Ваши интересы простираются за пределы «чистых» академических жанров…

– Мне нравятся литературно-драматургические композиции. Недавно с успехом показали программу «Лики Шекспира. Отражения» с чтецом, органом и контратенором. Вместе с супругой, художником, искусствоведом Ксенией Фёдоровой мы начали работать над неким экспериментальным синтетическим театром, в котором сочетаются музыка, драма, графика и даже песочное шоу.

– Какая музыка будет звучать на концерте?

– Первое отделение – музыка барокко. Гобой в эпоху барокко был столь же востребован, как и скрипка. Бах, Альбинони много писали для гобоя, Гендель сам был гобоистом. Во втором отделении прозвучит музыка англичанина Ральфа Воан-Уильямса и итальянца Антонио Паскулли, гобоиста-виртуоза, которого современники называли «Паганини гобоя». Он практиковал «перманентное дыхание», которым никто, кроме него, не владел. Он написал огромное количество музыки для гобоя, которую никто, кроме него, не мог исполнить.
  
А мы с «Премьер-оркестром» попытаемся это сделать.

Нелли Тен-Ковина

Фото Олеси Копытько



Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
Гобой. Человеческий голос
ЯндексАфиша
BusinessFM
DFM
Звезда