Какие только глупости не лезут в голову на голодный желудок! Ну приснится же такое – застрелиться из-за куска ливерной колбасы!
Нет, объяснить всю эту изысканную фантасмагорию, которая вчера случилась на сцене Молодёжки, можно только… сном. Страшным сном. Страшным сном голодного человека. И, как часто бывает в страшных снах, сном пророческим. От пророчеств которого хочется побыстрее проснуться…
Удивительно острая пьеса! Не потерявшая актуальности и спустя век после её создания… «Пророчества из могилы», произнесённые главным персонажем… уф, даже не хочется повторять, столь они убийственно точны. В своё время произведение было запрещено. В России пик театральной популярности «Самоубийцы» пришёлся на конец 80-х прошлого века. Хотя и тогда эскапады автора, наверное, были опасны. Сегодня же (вернее, вчера) в некоторых сценах зал даже… не смеялся. Зрители успевали перехватить готовый сорваться смех. Право, чем дальше, тем больше хохот как естественная человеческая реакция становился просто не уместен.
Сон. Конечно, это был сон. Не случайно метафорой коммунального быта (ах, как знакомы его унылые атрибуты жителям старого Краснодара, который в эти дни празднует своё 230-летие!) стала кровать с панцирной сеткой, выставленная на всеобщее обозрение в фойе! Именно сон помогает собрать и увязать в единую линию все метафоры и «несуразности», щедро рассыпанные режиссёром. И уже не кажется таким по-американски нелепым звучащий в начале регтайм. А последующие Синатра в исполнении «покойника» и «На теплоходе музыка играет» кажутся милой колыбельной песенкой.
Эх, не хотелось бы очутиться на месте героя произведения Семёна Семёновича Подсекальникова! Кошмар чем дальше, тем страшнее. Сквозь щели коммунального быта просачивается дьявольщина. Почему-то приходили в голову ассоциации с Булгаковым, его «Морфием» и «Зойкиной квартирой», и спектаклем Молодёжного театра «Событие» по Набокову. На сцене появляется человек с жутким именем – Аристарх Доминикович Гранд-Скубик. Видимо, это псевдоним Мефистофеля. Этот момент и становится триггером, после которого невинная бытовая комедия превращается в трагический фарс на костях…
Всё, что было дальше, – роскошный бред. Удивительно, что самым «живым» в этой страшной пляске становится… «покойник». Все персонажи в «адском хоре» убийственно хороши. В спектакле заняты: заслуженный артист России Дмитрий Морщаков, Алексей Суханов, Виктория Кузнецова, Евгений Парафилов, Александр Киселев, Андрей Новопашин, Александр Теханович, Ульяна Запольских, Анастасия Радул, Елена Есипова, Олеся Никифорова, Оксана Трегубова, Анна Нежута, Денис Юров, заслуженные артисты Краснодарского края Елена Дементьева, Юлия Макарова, Людмила Дорошева, Евгения Великодная, Алексей Алексеев. Но Семён Семёнович Подсекальников, он же Ян Новиков – лучше всех.
Главная удача спектакля – артист Ян Новиков. Его харизма, его энергия, сравнимая разве что с энергией, вырабатываемой маленькой атомной электростанцией, его витальность, его жизнелюбие наполняют страшный текст новым смыслом.
Жизнь стоит того, чтобы жить.
Жизнь прекрасна, гражданин Подсекальников!
И напоследок немного бэкстейджа. Спектакль готовился в атмосфере беспрецедентной тайны. 26 табуреток – искусственно состаренных новых и тщательно подновлённых старых – вот единственное из атрибутов сценографии, что «по блату» удалось выяснить перед премьерой. И в самый последний момент стало известно содержание программки. Так что работники PR-службы впервые, наверное, оказались в равных условиях c простыми зрителями. О чём они совершенно не жалеют! Сюрприз удался!
P. S.
Пока шло действие, в театральной кровати кто-то спал…
Театральную иллюзию для нас придумали и воплотили: режиссёр-постановщик – Алексей Шавлов; художник-постановщик – Дмитрий Разумов; художник по свету – Алексей Крючков; постановщик иллюзионных трюков – Сергей Янпольский, помощник режиссёра – Валентина Кащеева.
Фото – Марина Богдан