«Замороженные» планы
— Владимир Александрович, где вас застал локдаун?
— Тут всё очень странно. Еще прошлой осенью наша семья жила в Литве: я работал с симфоническим оркестром в Клайпеде, мы оформляли продление вида на жительство и даже получили положительный ответ. За неделю до Нового года неожиданно для себя, родственников и друзей мы в три дня собрались и уехали в Россию. Почему? Не знаю. Никаких предвестников карантина не было. Как будто чья-то большая невидимая рука взяла нашу семью и мягко перенесла обратно. Я знаю еще одну пару, с которой случилась такая же история: без видимых причин они вернулись из Италии домой в США до карантина. Наверное, у людей все-таки срабатывает инстинкт самосохранения и интуиция...
Сейчас мы живем на даче в Подмосковье, там же мы замечательно провели весь период нерабочих дней и самоизоляции. Наш дом в тихом месте, где мало людей. Когда бы мы еще налюбовались природной красотой всех времен года и увидели, как весну сменяет лето, лето — осень, а осень — зима? Мы учились складывать русскую печь, делали много заготовок на зиму. Кормили гусей у соседей, завели двух кошек, подкармливаем еще троих — после летнего сезона их бросили безответственные садоводы.
— Значит, у пандемии все-таки есть плюсы, и один из них — возможность больше времени проводить с близкими...
— Да, так и есть. Как и многие семьи, мы проводим 24 часа в сутки вместе. Это непросто, потому что требует терпения и понимания. Но кто говорил, что брак — это легко и можно обойтись без работы над собой? Мы с супругой Ольгой много занимаемся с сыном Володей, который с огромным удовольствием слушает «Вальс цветов» Чайковского. Именно эту музыку я очень хочу включить в программу моего первого после перерыва концерта в Краснодаре.
— Насколько пандемия перекроила ваши планы с Кубанским симфоническим оркестром?
— Наверное, правильней будет сказать не «перекроила», а «заморозила». И не планы, а почти все отношения между артистами и концертными площадками. Мой апрельский концерт с Кубанским симфоническим оркестром переносился несколько раз из-за действующего в крае режима повышенной готовности. Так что пока мы приостановили долгосрочное планирование. Есть договоренность о концерте в январе 2021 года. Случится ли он? Я не знаю.
Никто не знает, что будет завтра. Например, 19 декабря в рамках «Органного марафона» дирижирую программу музыки Сен-Санса, Гильмана и Пуленка с оркестром «Новая Россия» и «Минин-хором». Билеты продаются. Но всё может измениться в последнюю минуту.
— Весной вы стояли за пультом ютуб-трансляции «Диалогов кармелиток» Пуленка в «Геликон-опере» — восполняют ли онлайны потребность слушателя в музыке?
— Я вас немного разочарую. Это была не онлайн-трансляция, а повтор записи, сделанной приблизительно шесть лет назад. Еще видел, что транслировали запись оперы «Садко» Римского-Корсакова. И это хорошо: лучшие театры и концертные залы России, да и всего мира, выкладывают в Интернет архивные записи из золотого фонда, что позволяет публике хоть немного утолить музыкальный «голод».
Без свободы дыхания
— Учебный процесс со студентами вы сейчас выстраиваете дистанционно?
— Да, но в этой практике для меня нет ничего нового. Еще года за два до пандемии я, помимо очных занятий и мастер-классов, начал работать со студентами, в том числе из других стран, онлайн. Онлайн-уроки дирижирования могут строиться по-разному: это могут быть разборы партитур, ответы на вопросы и др. Если есть возможность, студент может приобщить к уроку пианистов либо маленький ансамбль.
— Социальная дистанция при рассадке оркестра, ополовиненный состав, защитные экраны у духовиков — насколько всё это сказывается на звучании?
— Надеюсь, эти вынужденные меры — временное явление. Они несовместимы с классическим звучанием: по «медицинским» показаниям мы слышим бледную тень оркестра — без тонкостей, нюансов и удовольствия от ансамблевой игры. Для музыкантов, особенно духовиков, огромное значение имеет свобода дыхания — в нынешней ситуации она разве возможна?
— Можно предположить, насколько в постковидном мире изменится концертная практика?
— Очень надеюсь, что всё вернется на круги своя. Я сторонник точки зрения, что в искусстве надо искать не новое, а вечное. Онлайн-концерты и спектакли не несут слушателю и зрителю почти физически ощутимой энергетики в зале: никакой высококлассный компьютер и быстрый Интернет не передадут все импульсы и «запах» музыки. Да и артистам очень тяжело: им нужно видеть глаза, чувствовать дыхание зала, слышать аплодисменты. Как и слушателю, которого дисциплинируют стены концертной площадки: есть сложившиеся за столетия ритуалы, есть атмосфера места — и к ним не прикоснуться, сидя дома у компьютера.
Расскажу историю: один музыкант пригласил домой фотографа, чтобы сделать снимок для обложки конверта пластинки. Оделся во фрак, взял в руки баян и на фоне красивых темно-зеленых штор стал позировать, но всё шло не так: образ не приходил. И только после того, как фотограф увидел, что артист вошел в кадр в домашних тапочках, и попросил его переобуться в концертные туфли, искомый снимок сложился. Так же и со слушателями.
— В наступающем году и вы, и Кубанский симфонический оркестр встретите юбилеи — как отметите их?
— Есть поговорка: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Я не любитель пышных торжеств в честь круглых дат. Кто знает, как всё сложится... Может, будет юбилейный концерт или даже цикл программ, а может, я встречу новое десятилетие на даче в кругу семьи.
ИСТОЧНИК "Московский комсомолец на Кубани" от 21 декабря 2020 г.
Дирижер Владимир Понькин: «В искусстве надо искать не новое, а вечное»
22.12.2020
Одного из ведущих отечественных дирижеров и педагогов, дважды лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», профессора, народного артиста России с Муниципальным концертным залом и его коллективами связывают проверенные временем отношения. Уходящий год, кажется, стал единственным за 22-летнюю историю сотрудничества маэстро и оркестров КМТО «Премьера», когда они по понятным причинам ни разу не встретились на сцене МКЗ.