Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
Хитмейкер поздней готики

Хитмейкер поздней готики

22.03.2021
Владимир Королевский - выпускник Московской государственной консерватории им. П. Чайковского (класс органа заслуженного артиста России А. Паршина, класс композиции народного артиста России А. Чайковского) и ассистентуры Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России Д. Зарецкого) - вновь выступит в МКЗ 15 апреля.
Солиста Сочинского концертно-филармонического объединения Владимира Королевского краснодарской публике не надо представлять. Во-первых, близость двух столиц, административной и курортной, исправно «смешивает» потоки любителей органной музыки в Муниципальном концертном зале и зале органной и камерной музыки им. А. Дебольской.

Во-вторых, музыкант, участвовавший в мастер-классах ведущих органистов Европы и США, чья гастрольная география охватывает почти всю Россию и добрый кусок Старого Света: Эстонию, Нидерланды, Финляндию, Германию, Австрию, Францию, несколько лет назад был гостем Международного фестиваля уже был гостем Международного фестиваля органной музыки в МКЗ.

Свою программу лауреат премии Правительства Москвы и стипендиат Правительства РФ начал с программной для баховского гения и важнейшей для немецкого барокко Токкаты и фуги фа мажор BWV 540. Путь к Баху и пониманию его абсолютно космической музыки слушателям деликатно, но уверенно, современным и образным языком прокладывала ведущая концерта Александра Матвеева.

Благодаря ей мы знаем, что Бах записывал свои мелодии чернилами, которые высыхали семь минут - и пока краска впечатывалась в бумагу, поток приходящих свыше нот приходилось удерживать в голове. А еще он устраивал с друзьями-композиторами что-то вроде современных джем-сейшнов - результатом одного из них стало рождения Трио-сонаты ре минор BWV 527, блестяще исполненной гостем.

Большинство сочинений для органа написаны Бахом в молодости, однако переписывались им всю жизнь - как юношеская Прелюдия и фуга ля минор BWV543, требующая от органиста далеко не юношеских музыкантских компетенций. Эта поздняя средневековая готика в прочтении Владимира Королевского легко оказывает даже на подготовленного слушателя вау-эффект.

По меткому замечанию ведущей, хоралы - это народные хиты Средневековья, что-то вроде «Лаванда, горная лаванда» или «Во поле береза стояла». Бах, как и другие композиторы, вплетал их в богослужебные сочинения, стремясь удержать внимание

паствы из неграмотных крестьян. И баховская Хоральная прелюдия «О человек, оплачь свой Великий грех» BWV622 - отчасти попурри из готических «хитов».

А еще во времена Баха не было понятий «авторское право» и «копирайт»: герцоги, графы, виконты и прочие знатные «работодатели» композиторов покупали модные ноты для балов и приемов, а их придворные сочинители аранжировали их под имеющиеся у них составы, ставя свою фамилию. Так у Концерта ре минор BWV 596 в трех частях появилось сразу два автора: Бах и суперзвезда своей эпохи Вивальди.

Прелюдия и фуга ре мажор BWV532 вместе с прозвучавшей после овации на бис Арии из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, кажется, окончательно покорили публику и убедили в том, что на следующий концерт Владимира Королевского в МКЗ нужно купить билет как можно скорее. И дело не только в технике исполнителя, которая позволяет ему играть сложнейшие произведения.

Сочинский гость своим исполнением раскрывал самые пронзительные и виртуозные грани музыки Баха и самые «красивые» музыкально-звуковые возможности нашего «Рудольфа фон Беккерата», используя всю его внушительную динамическую амплитуду: от тишайших звуков, практически шелеста и шепота, до почти оглушительных и сокрушительных.

И да, такое исполнение, вероятно, одобрил бы даже сам придирчивый Иоганн Себастьян.


Хитмейкер поздней готики
Хитмейкер поздней готики
Хитмейкер поздней готики
Хитмейкер поздней готики
Хитмейкер поздней готики
Хитмейкер поздней готики
BusinessFM
DFM
Звезда