Солиста Сочинского концертно-филармонического объединения Владимира Королевского краснодарской публике не надо представлять. Во-первых, близость двух столиц, административной и курортной, исправно «смешивает» потоки любителей органной музыки в Муниципальном концертном зале и зале органной и камерной музыки им. А. Дебольской.
Во-вторых, музыкант, участвовавший в мастер-классах ведущих органистов Европы и США, чья гастрольная география охватывает почти всю Россию и добрый кусок Старого Света: Эстонию, Нидерланды, Финляндию, Германию, Австрию, Францию, несколько лет назад был гостем Международного фестиваля уже был гостем Международного фестиваля органной музыки в МКЗ.
Свою программу лауреат премии Правительства Москвы и стипендиат Правительства РФ начал с программной для баховского гения и важнейшей для немецкого барокко Токкаты и фуги фа мажор BWV 540. Путь к Баху и пониманию его абсолютно космической музыки слушателям деликатно, но уверенно, современным и образным языком прокладывала ведущая концерта Александра Матвеева.
Благодаря ей мы знаем, что Бах записывал свои мелодии чернилами, которые высыхали семь минут - и пока краска впечатывалась в бумагу, поток приходящих свыше нот приходилось удерживать в голове. А еще он устраивал с друзьями-композиторами что-то вроде современных джем-сейшнов - результатом одного из них стало рождения Трио-сонаты ре минор BWV 527, блестяще исполненной гостем.
Большинство сочинений для органа написаны Бахом в молодости, однако переписывались им всю жизнь - как юношеская Прелюдия и фуга ля минор BWV543, требующая от органиста далеко не юношеских музыкантских компетенций. Эта поздняя средневековая готика в прочтении Владимира Королевского легко оказывает даже на подготовленного слушателя вау-эффект.
По меткому замечанию ведущей, хоралы - это народные хиты Средневековья, что-то вроде «Лаванда, горная лаванда» или «Во поле береза стояла». Бах, как и другие композиторы, вплетал их в богослужебные сочинения, стремясь удержать внимание
паствы из неграмотных крестьян. И баховская Хоральная прелюдия «О человек, оплачь свой Великий грех» BWV622 - отчасти попурри из готических «хитов».
А еще во времена Баха не было понятий «авторское право» и «копирайт»: герцоги, графы, виконты и прочие знатные «работодатели» композиторов покупали модные ноты для балов и приемов, а их придворные сочинители аранжировали их под имеющиеся у них составы, ставя свою фамилию. Так у Концерта ре минор BWV 596 в трех частях появилось сразу два автора: Бах и суперзвезда своей эпохи Вивальди.
Прелюдия и фуга ре мажор BWV532 вместе с прозвучавшей после овации на бис Арии из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, кажется, окончательно покорили публику и убедили в том, что на следующий концерт Владимира Королевского в МКЗ нужно купить билет как можно скорее. И дело не только в технике исполнителя, которая позволяет ему играть сложнейшие произведения.
Сочинский гость своим исполнением раскрывал самые пронзительные и виртуозные грани музыки Баха и самые «красивые» музыкально-звуковые возможности нашего «Рудольфа фон Беккерата», используя всю его внушительную динамическую амплитуду: от тишайших звуков, практически шелеста и шепота, до почти оглушительных и сокрушительных.
И да, такое исполнение, вероятно, одобрил бы даже сам придирчивый Иоганн Себастьян.
КМТО "Премьера"
Хитмейкер поздней готики
Новости МКЗ
Хитмейкер поздней готики
22.03.2021
Владимир Королевский - выпускник Московской государственной консерватории им. П. Чайковского (класс органа заслуженного артиста России А. Паршина, класс композиции народного артиста России А. Чайковского) и ассистентуры Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России Д. Зарецкого) - вновь выступит в МКЗ 15 апреля.