ДАТСКАЯ ИСТОРИЯ

ДАТСКАЯ ИСТОРИЯ
Пьеса по мотивам сказки «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена
2 часа 30 минут, 1, 12+
О спектакле

«Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: — Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был еще гадким утенком!» 

Это Ганс-Христиан Андерсен. Любимый с детства. Известный московский режиссер Адольф Шапиро спроецировал злоключения Гадкого утенка на плоскость сегодняшней жизни со всеми ее условностями, недоговорками, парадоксами. Спектаклем «Датская история» Муниципальный молодежный театр открыл сезон 1998-1999гг. 

Меняя режиссеров, от спектакля к спектаклю тюзовская труппа уверенно шагает к профессионализму. Единственная в городе «плавающая» сцена всякий раз делает пришедшего в театр зрителя соучастником разворачивающегося действа. В «Датской истории» на расстоянии вытянутой руки от зрительских кресел живет в своих распрях и интригах многоголосый птичий двор. Заправляет здесь Испанка — вальяжная жирная утка с красным лоскутком на лапке, усугубляющим ее значимость. Испанка держит в страхе всех пернатых обитателей, диктует им правила поведения и строго спрашивает с провинившихся. Бесхитростную жизнь птичьего двора, где единственную радость приносит борьба за вылитые хозяевами помои, нарушает появление чужака. Это Гадкий утенок, вылупившийся у добродушной Утки. Он некрасив, он слишком наивен, у него не гнется длинная шея в подобострастном поклоне, он любуется не зеленой травой, а призрачными облаками. Но до превращения в прекрасного лебедя еще далеко...
В незатейливой детской сказке режиссеру тонко удается отобразить проблемы взрослой жизни, где цельной, но еще не состоявшейся личности приходится отстаивать свое право на существование. Гадкого утенка пытаются причесать под общую гребенку. Простодушные куры Хохлатка и Рябая требуют, чтобы он нес яйца, презрительно шипит Гусь, сама Испанка заявляет, что ничего путного из него не вырастет. Даже собственная мать не понимает его. Лишь дикие гуси и утки согласны принять гадкого утенка в свое болото... 

Добро и зло по Шапиро не вступают в противодействие. Они существуют в разных измерениях. На первый план выходит осторожность, умение подстроиться под обстоятельства. Птичий двор, поддавшись жалости, хочет образумить Гадкого утенка, готов даже, закипая от недовольства, свергнуть зарвавшуюся Испанку. Но не хватает решительности, хотя Петух в запале уже прокукарекал: «Долой диктатуру!». Оказывается, что проще отыскать крайнего и сделать его самым гадким. Утенок не спорит, он пытается разобраться. Он почти готов сломаться, но прекрасная Лебедь толкает его к замерзающей полынье, а время превращает в удивительно красивого лебедя. И уже пора лететь на юг, туда, где Флоренция и Египет, где рядом будет любимая, но чувство долга преобладает. Ради любви к матери он согласен пожертвовать всем... но жертвует мудрая Утка, заявляя: «Лети!» 

У Андерсена Гадкий утенок не улетает, он расцветает весной и встречает ее, вырвавшись из постылого царства птичьего двора. У Шапиро он возвращается вместе со своей избранницей на этот самый двор. Испанку благополучно зажарили к Рождеству, и птичье царство томится в ожидании нового кумира-повелителя. Оно подобострастно рассыпается в восторгах и комплиментах перед прекрасным Лебедем. После долгого отсутствия здесь появляется даже... отец-Селезень (главный режиссер театра В. Рогульченко). И кажется, сам Лебедь колеблется перед выбором: власть или свобода. Но дальше — финал. 

Валентина Артюхина.

ДАТСКАЯ ИСТОРИЯ
Постановщики

Режиссер - Адольф Шапиро

Художник - Юрий Гальперин

Хореографы — Михаил Кисляров, Екатерина Загребина

Композитор — Александр Ренанский

BusinessFM
DFM
Звезда