Каждое участие в серьёзном фестивале с большим количеством участников – это экзамен на профессионализм. Как мы уже писали, в этом году на фестивале, на большой и малой сценах Московского Губернского театра за полтора месяца было показано 50 лучших спектаклей для детей! Подготовка к показу напоминала конвейер: время рассчитано по минутам, любой сбой грозил срывом. На монтировку декораций, технические прогоны и репетиции отводилось очень мало времени. К тому же, необходимо было адаптировать спектакль для чужой, неродной сцены так, чтобы он «заиграл».
Малая сцена Губернского театра оказалась вдвое больше нашей и очень «намоленной» – на линолеуме пестрели многочисленные метки от предыдущих спектаклей, которые пришлось зачищать. Благо, режиссёр «Сказок Гримм» Александр Янушкевич эту сцену прекрасно знал. Правда, приехать не смог – с температурой остался дома… Но современные средства связи помогли режиссёру и артистам найти единственно верное постановочное решение: выдвинуть главную и единственную конструкцию в стиле лофт (в народе именуемую «шкафом») к авансцене и освободить пространство от лишней одежды.
«Выжимайте из этой сцены всё! Это должен быть сияющий остров посреди чёрного пространства», – говорил режиссёр. Но добиться этого оказалось совсем непросто… Конструктивные особенности зрительного зала – больший, чем в Краснодаре, уклон и размеры помещения – заставили срочно менять световое решение. До часу ночи видеооператор Сергей Савело и художник по свету Денис Гордиенко героически переписывали световую партитуру на большую сцену, а с утра ещё дополнительно настраивали свет. В пять вечера – черновой прогон с артистами, в семь – конкурсный показ. Всё – на максимальной собранности и автоматизме…
У артистов задача осложнялась ещё и тем, что больше половины «Сказок Гримм» играется… вслепую. Большие маски, которые актёры надевают на голову, без прорезей для глаз. Зрителям только кажется, что в маске есть дырочки, а их нет… Это заставляет по особому проживать пространство, ощущать партнёра кончиками нервов, прощупывать каждый сантиметр сцены. Но так достигается необходимый психологический эффект – в этой жизни мы подобны самым маленьким беспомощным существам, прогрызающим себе путь к свободе и свету. Как бы мы ни стремились к переменам, итог предрешён…
Впрочем, выводы могут быть иными. «Сказки Гримм» – спектакль многомерный, философское пространство которого зависит от того, кто его смотрит.
Важно, что однажды увидев его, ты уже не станешь прежним…
P.S.
Когда артисты находились в поезде, из социальных сетей они узнали, что спектакль «Сказки Гримм» вошёл в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска». Что ж, опыт показа на московской сцене у ребят уже есть!
Фото – Дарья Кулешова
КМТО "Премьера"
«Выжимайте из этой сцены всё!»
«Выжимайте из этой сцены всё!»
17.11.2022