«Мхатовская» пауза

«Мхатовская» пауза

«Мхатовская» пауза

22.12.2020
Генеральный директор Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» заслуженный работник культуры Кубани Тина Лысова рассказала «Югополису» о том, как его четыре сцены прожили этот непростой год пандемической «паузы» во встречах со слушателем и зрителем.
- Тина Юрьевна, театрально-концертный сезон 2019/2020 фактически завершился в марте: чем сегодня занята «Премьера»?

- Поскольку артисты лишились прямого контакта с публикой, а публика - с ними, то мы перешли в онлайн-формат. На каждой нашей площадке: во Дворце искусств «Премьера», Муниципальном концертном зале, Новом театре кукол и Молодежном театре, помимо репетиций новых программ и спектаклей, развернуты импровизированные сцены для записи онлайн-концертов и проектов для соцсетей и Ютуб-канала. Все это делается для того, чтобы публика могла удовлетворить потребность в прикосновении к искусству: она такая же базовая и фундаментальная, как потребности в пище, воде, безопасности, жилище - душу тоже надо питать.

Формат видеотрансляций хорошо себя показал и, вслед за столичными театрами, мы задумались над созданием платной площадки для них. В Молодежный театр билеты раскуплены на два месяца вперед, на новогодние концерты Кубанского симфонического оркестра их тоже нет за месяц: те, кто не попал, смогут оплачивать просмотр и подключаться к интернет-трансляции. В чем здесь сложность? Во-первых, приобретая права на постановку или исполнение произведения, мы должны будем оговаривать и права на трансляцию. Во-вторых, интернет-трансляции потребуют от нас технического переоснащения. Но без этой формы работы со зрителем и расширения нашей аудитории мы уже не обойдемся.

- Как теперь выстроены репетиции, когда артистам ради безопасности требуется соблюдать ту же социальную дистанцию?

- Мы уделяем мерам профилактики, предписанным Роспотребнадзором, огромное внимание с момента выхода из карантина. Время вынужденного перерыва в работе мы потратили на то, чтобы обезопасить артистов и зрителей. Во всех зрительных и репетиционных залах, гримерных и других помещениях всех площадок КМТО установлены рециркуляторы, на входе - санитайзеры, все проходят термометрию. Перед, в перерывах и после репетиций проводится влажная уборка с дезинфицирующими растворами. Артисты старше 65 лет по-прежнему соблюдают режим самоизоляции, в репетициях участвует ограниченное количество актеров, для духовиков изготовлены защитные экраны. В этой ситуации сложнее всего Кубанскому симфоническому оркестру: новую программу его главный дирижер Денис Ивенский параллельно репетирует с двумя составами.

Мы готовы к моменту, когда эпидемиологическая обстановка позволит открыться театрам и концертным залам: пусть не полностью, а хотя бы на 20, 30, 50 процентов заполняемости публикой. Надеюсь, меры, которые предпринимает Правительство РФ, даст нам такую возможность хотя бы весной. Конечно, на первых порах будут сложности, но со временем все вернется на круги своя. Да, зрители будут ходить к нам с осторожностью, поначалу будут закрыты буфеты, хотя они - часть ритуала посещения театра или концерта… Но новая реальность формирует и новые привычки: сейчас мы не заходим без маски ни в одно публичное место. Наш швейный цех не только обеспечил масками все коллективы, но и сделал их запас для зрителей.

- Насколько пандемия изменила планы «Премьеры»?

- Мы готовились к разному развитию событий, но, к сожалению, уже осенью стало понятно, что новогодняя кампания и наша главная зимняя сказка «Новогодняя фантазия» на сцене Дворца искусств будут отложены до будущего года. Надеюсь, летом мы вернемся к ней: по традиции, в июле откроем продажу билетов.

В силу того, что массовые репетиции пока под запретом, приостановлен выпуск музыкальной сказки по пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которую на сцене Дворец искусств ставит московский балетмейстер Иван Фадеев. В постановке задействованы балет Музыкального шоу-театра «Премьера», актеры Молодежки; для нее готовы замечательные декорации, подобрана очень интересная музыка в исполнении вокально-хореографического ансамбля «Русь» им. М. Фирсова из Владимира, которая в буквальном смысле несет наш русский генный код.

- Карантин стал той паузой, что позволила родиться новым проектам?

- Что всегда отличало «Премьеру» со времен её основателя Леонарда Гатова? Делать первыми то, что никто до нас не делал. Музыку из саундтреков играют многие оркестры, и Кубанский симфонический оркестр обращался к мелодиям из советских кинофильмов, но программа классики мирового кинематографа - это результат другого качества. Денис Ивенский нашел около трех десятков партитур из блокбастеров и сериалов: Бондианы и Поттерианы, «Игры престолов», «Форреста Гампа», «Супермена», «Пиратов Карибского моря», «Списка Шиндлера», «Титаника» и взялся за очень большую работу с точки зрения аранжировок. Он сам готовит музыкальный материал для программы, где оркестр будет главным действующим лицом. Мы долго выбирали площадку: проект будет идти на сцене Дворца искусств, где его аудитория будет больше.

Опять же, что значит: быть первыми? Когда ученик Александр Тителя режиссер Игорь Бондаренко пришел с предложением поставить вместе с худруком «Премьер-оркестра» Даниилом Червяковым в качестве дирижера-постановщика ораторию Антонио Вивальди «Торжествующая Юдифь» на сцене Муниципального концертного зала, я сразу же его поддержала. Не устаю повторять, что люблю работать с молодыми: за ними - будущее, они «наэлектризованы» идеями, новыми подходами, желанием сделать нечто новое. Это произведение Вивальди, музыку которого много и классно играет «Премьер-оркестр», в России никогда не звучало, не говоря уже о Краснодаре: значит, мы открываем слушателю новый культурный пласт - барокко.

Мы вынашиваем мысли о спектакле из стихов поэтов-эмигрантов, переживших боль разлуки с Родиной и не изданных в России, и гениальной музыки Сергея Рахманинова, который тоже закончил свои дни в США. Думаем над проектом с рабочим названием «Сказки на ночь»: циклом камерных чтений для детей в фойе МКЗ в сопровождении классической музыки в пятницу вечером.

- Знаю, что и театры «Премьеры» выпустили спектакли…

- Над ними с нами работали большие мастера, которые создали постановки высокого качества. Конечно, чтобы они зажили полнокровной жизнью, не хватает обратной связи с залом: общение со зрителем и подпитка его энергией, когда искусство находит отклик, когда оно «попадает» в душу зрителя - часть профессии артиста.

Новый театр кукол сейчас нарабатывает багаж общения с режиссерами разных школ, что очень хорошо. Потому что между автором трех репертуарных спектаклей Вадимом Домбровским, постановщиками «Ночи перед Рождеством» Светланой Озерской и «Маугли» Натальей Пахомовой - разница в несколько поколений. Но отклик в детских душах одинаково находят и академическая сценография, и необычные маски из «Маугли» - спектакля для семейного просмотра, после которого родители с детьми обязательно поговорят о чем-то важном.

В Молодежном театре первую в России постановку пьесы ирландского драматурга Брайана Фрила «Нужен перевод» осуществили два корифея - режиссер Григорий Дитятковский и художник Эмиль Капелюш. Над пластическим прочтением пушкинского «Золотого петушка» работали не менее титулованные хореограф Ирина Ткаченко и художник Ирэна Ярутис. С главным режиссером театра Даниилом Безносовым выпустим постановку второй части гоголевских «Мертвых душ» и затем хотим попробовать литературу Андрея Платонова. Еще репертуару Молодежки не хватает умной, тонкой, ироничной комедии: пока ищем названия.

- Если говорить об экономике культуры, которая несет потери, насколько защищенно чувствует себя КМТО «Премьера»?

- Обязательства, которые взяло на себя государство на федеральном уровне, на уровне краевых властей, администрация Краснодара и нашего учредителя - городского управления культуры выполнены в полном объеме и с фантастической педантичностью. Мы полностью профинансированы, особенно статья заработной платы: её базовый уровень сохранен и равен прошлому году. Любые вопросы решаются мгновенно. Артистам дана возможность не терять форму и квалификацию. Из этого рождается спокойствие и уверенность в завтрашнем дне: если человек растерян и не знает, как жить дальше - а у всех есть дети, семьи, ипотеки - такое психологическое бремя может сломить любого.

Придет момент, когда театры и концертные залы откроются для зрителей. Сейчас же перед нами ставится только одна задача: сохранить все коллективы «Премьеры», не потерять ни одного артиста или музыканта. И мы «удержали» год, выпустили премьеры и запустили новые проекты: без поддержки государства все это было бы невозможно.

ИСТОЧНИК "ЮГОПОЛИС" от 20 декабря 2020 г.
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза
«Мхатовская» пауза