Испытания для девочки-цветка
- Светлана Вильевна, как состоялось знакомство c краснодарским Новым театром кукол и приглашение на постановку?
- Холодным зимним утром в Санкт-Петербурге раздался телефонный звонок с предложением о постановке. «Красноярск?» - переспросила я. «Краснодар!» - был ответ. Какие могли быть сомнения? Конечно, я с радостью согласилась.
- Почему «Дюймовочка», к которой Вы обращаетесь не впервые, чем она настолько очаровывает вас как режиссера?
- Сказка Андерсена очень объемная и многоплановая. Есть в ней смешные, характерные персонажи, есть лирическая героиня, есть тема дороги, идущей через все сцены, через весь сюжет сказки. Автор называет свою героиню «маленькой и нежной», сравнивает с цветком, и этой хрупкой девочке предстоит пройти через многие испытания, суровую зиму, и далеко не все персонажи дружелюбны и милы с ней.
Эта сказка и наш спектакль - возможность размышлений о семье, о девочках и их мамах, о взрослении. Но, конечно, не надо забывать, что это детский спектакль, он будет не только нежный и лирический, но и яркий и смешной, музыкальный, пластический.
- Литературной основой спектакля станет сказка Андерсена «Лиза с ноготок» или ее сценарная адаптация Н. Эрдмана, знакомая всем по советскому мультфильму?
- Литературная основа нашей постановки - конечно, сказка Андерсена «Дюймовочка». Автор очень нежно относится к героине, и это его отношение мы очень хотим передать в спектакле. Дюймовочка даже не кукла, а тень от куклы: она похожа на хрупкий лепесточек, и только в финале она станет маленькой ажурной куколкой.
Тени, актеры и видео
- Светлана Вильевна, в театре «Hand Made» вы работаете с пластикой рук, театром теней. Какой будет краснодарская «Дюймовочка» с точки зрения приемов театра кукол?
- В спектакле тоже будут использованы теневые куклы, видеопроекции, работа с фактурами. Мы будем работать с теневыми куклами, но будем, конечно, использовать не только игру света и тени, но и пластику актеров. Я очень люблю теневые куклы, и, мне кажется, этот прием очень подходит «Дюймовочке».
- Художником-постановщиком премьеры выступает Андрей Запорожский, соавтор нескольких ваших спектаклей. Как он решает материальный мир «Дюймовочки»?
- С Андреем Запорожским мы сделали несколько спектаклей не только в театре «Hand Made», но и в рамках театрального проекта при музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Петербурге.
Мир Дюймовочки хрупок и эфемерен, в нем все меняется и трансформируется: листы книг, облака, вода, листья деревьев, сами персонажи. Мы с художником-постановщиком постараемся передать это через материал, из которого будут сделаны куклы и декорации.
Декорации у нас будут минималистичные и лаконичные: основная фактура, с которой мы планируем работать, - пластик.
- Какая музыка будет звучать в спектакле?
- Над музыкой, которая для прочтения этой сказки один из самых важных инструментов и пластов спектакля, я пока размышляю.
- Когда ждать премьеры?
- Мы с Новым театром кукол планируем ее на 14 июля нынешнего года. Надеюсь, так и будет. Так что театр сможет открыть премьерой уже следующий сезон 2019-2020 годов.
Светлана Озёрская больше пятнадцати лет преподавала в Санкт-Петербургской государственной театральной академии. Сооснователь и постановщик театра пластики рук «Hand Made». Ставила на сцене Санкт-Петербургской государственной филармонии для детей и юношества, Рязанского театра кукол, Государственного театра кукол Республики Коми, Мурманского театра кукол и др. Является одним из режиссеров и идейным вдохновителем проекта «Круглый год» - его спектакли и выставки проходят в рамках проекта «Музей+Театр» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, объединяя историю, литературу и театральное искусство. Участник и лауреат многочисленных театральный фестивалей.
Андрей Запорожский - художник-постановщик спектаклей Санкт-петербургского Большого театра кукол, Вологодского государственного драматического театра, Уфимского русского драматического театра, Брестского театра кукол, Ростовского молодежного драматического театра, санкт-петербургских театра марионеток им. Е.С. Деммени, Малого драматического театра - театра Европы, театра «Потудань» и др. В 2000-2003 годах - главный художник Санкт-петербургского Большого театра кукол. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», неоднократный лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Источник - Кубань Сегодня
Автор - Анастасия Куропатченко
21.03.2019 год
Новости нового театра кукол
Светлана Озёрская: «Дюймовочка» - сказка о взрослении
21.03.2019
Сегодня - праздник всех тех, кто профессионально «играет» в куклы и играет куклами: Международный день театра кукол. Артисты и цеха Нового театра кукол (ул. Ставропольская, 130) Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» в свой профессиональный праздник лишь ненадолго прервут работу, чтобы принять поздравления, а затем вернутся к волшебной сказке «Дюймовочка» Ганса-Христиана Андерсена - новому спектаклю, над которым работают петербургские постановщики: режиссёр Светлана Озёрская и художник Андрей Запорожский. О том, какой будет «Дюймовочка» Нового театра кукол, «Кубань сегодня» расспросила режиссера Светлану Озёрскую.