– Сказка-то известная, да много в ней непонятного, – рассказывает о своём детище режиссёр-постановщик Сергей Балыков, он же автор пьесы. – Почему вдруг гуси-лебеди, домашняя, «добрая» птица, детей воруют? Почему Яблонька стоит в поле одна-одинёшенька, а Печь обречена делать бессмысленную работу? Почему у избушки куриная ножка, и кем на самом деле являются Баба Яга и Леший Переплут?..
Порой мы не задумываемся, сколько лет сказке, которую знаем с раннего детства. Прежде чем взяться за создание пьесы, Сергей Николаевич много часов провёл в библиотеке: сопоставлял различные варианты известной сказки, исследовал её праславянские, уходящие в язычество, корни. Изучал музыкальный фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства.
Постепенно складывался образ спектакля: дуализм мира, в котором живут герои произведения. Мир людей – гармоничный, светлый, полный созидательной красоты. Мир, словно сошедший с лаковых миниатюр Палеха или Холуя. И мир изнаночный, потусторонний – изломанный, уродливый, недобрый...
– Мы стараемся в спектакле обойтись без нравоучений. В педагогике это последнее дело. Мы хотим научить красотой, – подводит черту в разговоре режиссёр-постановщик.
...Конопатый Ванечка безмятежно нежится на солнышке. Добродушный, доверчивый. Как живой. Не сказать, что кукла.
Не простая кукла – тростевая. У кукольников она считается технически самой сложной и вместе с тем самой выразительной. Вся материальная часть постановки выполнена в мастерских Нового театра кукол. Художник-постановщик Елена Пряхина из-за обилия «нечисти» в спектакле в шутку называет его «русский Хэллоуин».
Конечно, в этом сюжете есть и моральный аспект: исход из дома ребёнка, путь взросления маленького человека и возвращение домой новой личностью. Но не это в сказке главное. А главное в ней...
Приходите и увидите сами.
Премьера назначена на 12 мая.
Фото Дарьяны Востриковой.