В середине февраля (с 12-го по 18-е) в России пройдёт один из самых любимых праздников – Масленица! Игрища и гуляния, связанные с проводами зимы, для северного государства не смогли отменить ни православные традиции, ни новая идеология ХХ века. Это отправная точка, с которой стартует новая жизнь. Люди по языческой традиции встречали бога Ярило, пекли блины, символизирующие лик Солнца, устраивали массовые зрелища. На протяжении веков Масленица, масленичные гуляния были тем местом, где продолжали существовать театральные традиции.
Поэтому и сегодня театры не обходят праздник стороной. Особенно любим он в жанре кукольном. Ведь кукла по большому счёту это знак, символ. И как иначе воспринимать чучело Масленицы или Зимы, которую древние славяне сжигали на костре! Они прощались с ней и поджидали новые сезоны. Не без трепета… Ведь Зима ещё и время отдыха и раздумий. Её по-своему любили. А грядущая Весна это не только пора возрождения, но и начало долгих сельских трудов. Так что праздновать на Руси принято было на славу. А мы хоть люди и городские, но эту традицию не забываем.
Вот и сейчас 17 и 18 февраля в Новом театре кукол отметят широкую Масленицу. Конечно, здесь найдут место весёлые игрища в фойе, которые удивят новыми приёмами. Но будет и подходящий к случаю спектакль. Сказка «По щучьему велению» уже более года с успехом идет на этой сцене. В основе постановки заслуженного артиста России и заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Вадима Домбровского пьеса известной в советское время писательницы Елизаветы Тараховской. То, что ещё недавно подвергалось сомнению, сегодня становится знаком качества, тем более что Тараховская – представитель ещё и самой насыщенной смыслами эпохи Серебряного века. Художником-постановщиком здесь выступила Наталья Кашенина из Нижнего Новгорода.
Главным в спектакле стало… возвращение театра к куклам. Артистам, привыкшим за последние десятилетия к так называемому «живому плану», пришлось вернуться к истокам жанра, вместе с режиссёром упорно заниматься кукловождением. Давно забытое старое – театр тростевой куклы, модный в середине прошлого века, – рождалось на наших глазах вновь. И в этом без преувеличения ренессансном явлении зритель вдруг почувствовал какой-то важный для себя смысл. Уже, казалось, ушли в прошлое те времена, когда тростевая кукла была королевой подмостков. Но она вернулась.
Давно замечено, что именно традиционный театр кукол является лучшим другом детей. Как понятна им и история про деревенского
парня Емелю, что поймал волшебную Щуку и получил возможность исполнить с её помощью заветные желания! Кто об этом не мечтал?.. Но его величество Случай даётся тем, кто его заслуживает. И даже если удача попала к тебе в руки, нужно уметь ей воспользоваться. Сказка учит – но в данном случае она ещё и даёт эстетическое удовольствие. Мы оказываемся в мире зимней русской природы, которая будет на твоей стороне, если правильно её понять. В спектакле есть и символический ряд, который мы считываем на генном уровне. Всё тот же природный круговорот на втором плане сценического пространства указывает на цикличность природных процессов. И это хорошо, когда герой находится с ним в гармонии. Если так, то он побеждает, как это и случается с Емелей.
Действуй так – и всё получиться. Тогда и горе не беда. Всё преодолеется, и мальчик станет взрослым и достойно проживёт свою жизнь.
Природа в лице Щуки ему в этом поможет.
Елена Петрова
Фото из архива Нового театра кукол