Для открытия юбилейного сезона театр выбрал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как оказалось, тоже самую праздничную. Спектакль словно залил светом маленький зрительный зал, выплеснув безудержную энергию праздника на зрителей (которых на премьере, впрочем, как и всегда в театре, было с избытком).
От анонсированной нами ранее «улыбки клоуна» (события-то в сказке страшные: мать и сына оклеветали злые люди, посадили в бочку, бросили в океан; мальчик вырос без отца) не осталось и следа. Облачко грусти, если оно и было, растворилось в буйстве ярмарочных красок, стихии народной песенности и танцев. Определение «музыкальная сказка» спектакль вполне оправдывает: музыка Александра Долгова, написанная с глубоким уважением к национальным традициям, сопровождает и озвучивает каждый шаг актёров. Скоморохи (а всё действие ведут именно они) не просто лихо отплясывали, словно последний раз в жизни. Каждый их жест из танца рождался, был его естественным продолжением (балетмейстер-постановщик Михаил Белов).
Живой план, оба состава (Александр Гилязетдинов и Иван Крывонижко; Марина Карпенко и Оксана Житникова; Анна Мигас и Вероника Гилязетдинова; Александр Зорин и Максим Ведерников) радовал артистизмом. А куклы!.. Когда появлялись на сцене некоторые персонажи (Мать с ребёнком, Гвидон, Царевна Лебедь), то от восторга перехватывало дыхание (художник-постановщик Наталья Кашенина). Просто хотелось смотреть и любоваться.
Красочность зашкаливала. В буйстве красок наш старый знакомец оранжевый конь, «одноногое порождение арабских скакунов и человеческой фантазии», выглядел даже несколько побледневшим. Воображение потрясла белочка. Ярко-красная. Плюшевая. Отплясывающая с таким дурацким видом, что не рассмеяться было невозможно.
Понятна реплика заморских гостей, сказанная с такой досадой в голосе: «Слуги белку стерегут». Если бы не стерегли, судьба белочки была бы известна. Упёрли бы белочку…
Здесь мы подходим к самому главному и самому ценному в спектакле. Это не просто текст Пушкина (опустим его достоинства, о которых писали неоднократно), но интонация, с которой он произнесён. Интонация, которая заставляет нас по-новому услышать знакомые с детства слова, расставить акценты и определить приоритеты… За всем этим стоит работа режиссёра-постановщика заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РИ Вадима Домбровского.
…В самом конце, когда история о Царе Салтане, сыне его Гвидоне и всех остальных уже была рассказана, и скоморохи оттанцовывали её окончание, на сцену вышел мальчик и что-то положил в руку одному из артистов. Конфетку, маленькую игрушку – пусть это останется их тайной. Что-то очень для него дорогое.
Конечно, можно дежурно посетовать, мол, родители не уследили.
Но как трогателен сам жест!..
Так что праздник удался.
И, главное, повторение его возможно и даже желательно.
Фото Елена Самородняя