Козла водили втроём. Рогатое парнокопытное осваивало новую пластику, пробуя её на вкус и, наверное, сравнивая с пресловутой геранью. Козёл с удивлением осматривал конечности, словно знакомился с ними. Обаятельного бородача только что принесли из бутафорного цеха на сцену, где трио актёров…
Право, очень трудно подобрать нужное слово для этого действия. Троица в спецовках кукловодов делала что-то такое, от чего кукла (предмет материальный) приобрела духовную сущность: задышала, приосанилась, хитро прищурилась и пошла отплясывать фокстрот.
Вадим Александрович Домбровский, как шутят в театре, учит актёров «дружить с головой». Планшетную куклу водят три человека: один «отвечает» за руки, другой – за ноги. Но главный в этом ансамбле тот, кто отвечает за голову. Тут всё ясно, и к неврологу не ходи.
Имя режиссёра заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Вадима Домбровского в Краснодаре хорошо известно. Маленьким (и не очень) зрителям он подарил три замечательные сказки. Как всегда, московский мастер (он же известный в России педагог-кукольник) приехал со своей командой: балетмейстером из Ярославля Михаилом Беловым и художником Натальей Кашениной.
Сказка Маршака (о её кубанских корнях мы писали), помещена в «естественную среду» написания – атмосферу НЭПа. По словам постановщиков, никакого искусственного «осовременивания» сюжета не потребовалось. НЭП в России – явление столь же типичное, что и кризис. Для авторов спектакля эстетика вековой давности оказалась темой благодатной: Наталья Эдуардовна провела исследовательскую работу, изучая моду и быт того времени, Михаил Петрович ставит пластические этюды в духе знаменитой «Синей блузы». В спектакле звучат пасадобль «Рио-Рита», танго и фокстроты, несколько музыкальных номеров (искусная стилизация) написал для сказки композитор из Краснодара Валентин Дёмин.
Спектакль очень сложный: много реквизита, много персонажей, и всё это надо обживать, делать «своим». Ещё одна сложность состоит в том, что сказка Маршака не совсем пьеса, скорее, это стихотворение, прочитанное по ролям. А стихотворение требует другого существования на сцене, другого внутреннего проживания...
Вадим Александрович требует от актёров и кукол соучастия действию, оценки, эмоционального осмысления. А это непросто. Но только так можно донести до зрителя главное, что хотелось бы почерпнуть из этой истории.
А главное – ты тот, кто ты есть в глубине души, а не тот, кем хочешь казаться, красуясь перед зеркалом в модной шляпке. Можно окружить себя красивыми вещами, нарядными гостями – но случись беда, без «понтов» и «распальцовки» ты просто бедная бездомная кошка, которой лапу помощи протянут лишь такие же кошки, как и ты.
– Как-то раз в Новом театре кукол, с которым давно дружу, я сказал, что есть несколько произведений, которые очень сложно поставить. В их числе «Кошкин дом», – рассказывает, улыбаясь, Вадим Александрович. – И тут мне говорят: а давайте поставим «Кошкин дом»! Мы с командой подумали и с радостью согласились.
Просто здорово, что наш спектакль – абсолютный эксклюзив, да ещё и с глубокими краснодарскими корнями…
Так что
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Нет, это грустно. Скоро же Новый год, праздник семейный и домашний. Поэтому
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!