Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
Тяжелая лира

Тяжелая лира

21.05.2018
В Кубанском симфоническом оркестре — новая арфа. Почему ее настраивают месяц, переносят втроем и когда она впервые зазвучит — «Югополису» рассказали директор муниципального концертного зала Мария Тернавская, дирижер Денис Ивенский и арфистка Арина Логинова

Мария Тернавская, директор муниципального концертного зала:

— Приобретения этого щипкового инструмента Кубанский симфонический оркестр ждал давно. Когда арфа появилась, у нас с Денисом Валерьевичем Ивенским возникла идея: почему бы не сделать камерный концерт-презентацию арфы с оркестром и не пригласить, например, яркую московскую арфистку Анну Шкуровскую? Она много гастролирует по России и странам Европы, у нас выступала в составе камерного трио: Анна — солистка оркестра Ad Libitum, постоянная участница Московских арфовых фестивалей, международных фестивалей «Музыка для арфы десяти столетий», «Московская осень» и др.

Мы обратились к ней с вопросом о репертуаре, Анна предложила несколько сочинений на выбор, мы с Денисом Валерьевичем обсудили их. И вот уже 25 мая в 19.00 новая арфа впервые будет солировать в камерном концерте Кубанского симфонического оркестра.

Денис Ивенский, главный дирижер Кубанского симфонического оркестра:

— Большинство концертов с солирующей арфой — для камерного состава оркестра: наверное, потому что арфа не такой громкий инструмент. В первом отделении вместе с Анной Шкуринской мы сыграем Два танца для арфы и струнных К. Дебюсси и Концертино для арфы и струнного оркестра Ж-М. Дамаза, не самого часто исполняемого французского композитора ХХ века. Во втором отделении будет звучать очень интересная симфония № 21 Моцарта, мы ее никогда не играли: она исполняется сокращенной струнной группой оркестра — тем же составом инструментов, что и во времена Моцарта, — и всего лишь четырьмя духовыми, двумя флейтами и двумя валторнами.

Наша новая арфа родом из Санкт-Петербурга, хорошей, хоть и не самой редкой модели. У фабрики музыкальных инструментов им. А. Луначарского, которая перестала существовать в «нулевые», была одна очень удачная модель: питерская фирма доработала ее и стала выпускать. Мы свою арфу ждали, как минимум, полгода: нам периодически присылали фото ее готовности, потом мы выбирали цвет и рисунок на деке — это я предоставил нашей Арине, ей же играть — в итоге у арфы и рисунок скромный, и цвет темный, благородный, а не рыжий, жженый. 


Арфу везли в контейнере, мы ее в МКЗ встретили, распаковали и оставили на сутки в покое для акклиматизации. На следующий день пришла Арина и стала ее потихоньку настраивать: арфе нужно время, чтобы разыграться, струны у нее постоянно «ползут» — и еще примерно полгода она будет так себя вести, пока не наберет форму. И весь следующий месяц наша арфистка каждый день приходила, чтобы настраивать инструмент.






Арина Логинова, арфистка Кубанского симфонического оркестра:

— Я никогда не думала так: арфа - такой красивый инструмент, стану арфисткой. Арфа меня выбрала сама: я начинала заниматься фортепиано, и лет с двенадцати в школе искусств № 10 оно было моей специальностью, а арфа — вторым инструментом, потому что его преподавала замечательный педагог моего брата Вера Васильевна Богатырева. Потом с фортепиано не сложилось, я даже хотела бросить музыку, но мама — она у меня не из тех, кто верит в миф, что арфа портит осанку — меня уговорила: ну, может, мы попробуем? И как-то пошло: мне было интересно и хорошо, нравился сам процесс.

Я поучилась в нашем музыкальном училище им. Римского-Корсакова, а после первого курса перевелась в Санкт-Петербург, тоже в училище Римского-Корсакова, проучилась там три года, но диплом получила здесь. Когда вернулась перед началом прошлого сезона, мой училищный педагог Марина Петровна Чернолихова «сосватала» меня в оркестр.



Арфа — один из самых старых инструментов: считается, что ее прародитель — лук, точнее его тетива. Еще арфа — символ Ирландии. Есть разные виды арф: ирландская без педалей меньше, со специфическим тембром и больше используется в народной музыке, а классическая педальная арфа — в симфоническом оркестре. У классической арфы семь педалей, и у каждой три положения: они — как черные клавиши фортепиано, так что у арфистов все бемоли, диезы и прочая альтерация переключаются ногами. Арфа, конечно, — лучший «тренажер» для координации: руки у тебя играют одним образом, ноги — абсолютно по-другому, а сам ты должен еще успевать смотреть на дирижера.

Старые советские арфы, которым лет по 40-50, все сделаны на ленинградской фабрике музыкальных инструментов им. Луначарского. Арфы — не скрипки, которые с возрастом становятся лучше, все совсем наоборот: с годами механизм изнашивается, дерево устает. Оркестровую арфу, на которой я прежде играла в оркестре, в принципе можно было отремонтировать, и она бы даже стала лучше, но «старушечкой» быть бы не перестала. Новая арфа тоже этой питерской фабрики — буквально несколько лет назад она возобновила производство арф: в Петербурге арфы делают лучше, чем в Москве.

Новый инструмент прежде всего надо обыграть: и струны сначала тугие, и по звуку наша новая арфа поначалу тоже глуховата — где-то месяц-два уйдет, чтобы разыграть ее: чтобы весь диапазон зазвучал, достаточно играть даже просто гаммы, но — каждый день. 

Арфа не такой уж удобный инструмент, не скрипочка, которую под мышку взял аккуратненько и пошел. Чтобы перенести ее, ты должна найти двух или трех мальчиков — арфа весит 36-37 кг. Она коварна не только в смысле размеров и переноски — арфа очень капризна и моментально реагирует на изменения влажности и температуры: строй начинает «плыть». А поскольку за настройку и уход за арфой в оркестре отвечает арфистка, то есть я, нужно приехать задолго до репетиции, чтобы все 47 струн звучали чистенько-чистенько — их все надо успеть проверить, пока не набежала толпа других музыкантов.

Бывает, настроишь струну — я играю на жильных: они звучат лучше нейлоновых, но быстрее изнашиваются — а она через двадцать минут опять «поплыла» и соседние за нею. Вроде как ты в этом не виновата, но чтобы такое дело не произошло во время концерта, приходится постоянно над арфой дрожать.

Анастасия Куропатченко
Фото Максим Тишин
21.05.2018 год

Купить билеты здесь



ЯндексАфиша
BusinessFM
DFM
Звезда