15 января 1912 года в Екатеринодаре, в зале Второго общественного собрания, что на углу улиц Красной и Гоголевской, состоялся концерт известного русского композитора-пианиста Александра Скрябина. Александр Николаевич играл на нём собственные сочинения. Накануне, 13 января, директор Музыкального училища Анатолий Дроздов выступил перед публикой с докладом «Александр Николаевич Скрябин и новейшие музыкальные течения».
(По сообщениям газеты «Кубанский курьер» 1912 г., 8, 13, 15 января.)
Сегодня Александра Скрябина бы назвали создателем в музыке прорывных технологий. Великий новатор, провозвестник новых музыкальных идей, Александр Скрябин посетил Екатеринодар за три года до смерти, находясь в пике своей творческой зрелости.
Его символом, музыкальным знаком был огонь. Сам он – словно сгусток пламени, словно Прометей, несущий свет людям. Ко времени приезда в Екатеринодар им была уже написана поэма «Прометей», в партитуру которой включена партия света. Скрябин планомерно подступается к главному произведению своей жизни – «Мистерии», замысел которой так и остался неосуществлённым. «Мистерия» должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений и даже звучащей архитектуры.
Передовые мыслители Серебряного века видели в Скрябине едва ли не пророка. Идея преображения мира через искусство, главенствющая роль музыки в этом преображении, единство звука и света - Скрябин явился той фигурой, в которой, как в призме, преломились духовные устремления художников начала ХХ века…
Концерт для фортепиано с оркестром 25-летний Скрябин написал в 1896 году по возвращении из заграничного турне, которое организовал для него издатель и меценат Митрофан Петрович Беляев. Александр Николаевич сам был блестящим пианистом. Он умел властно захватить внимание слушателей с первых же звуков рояля.
«Он весь - порыв и священное пламя», писали о пассионарной исполнительской манере Скрябина-пианиста зарубежные критики, в то же время отмечая неуловимое славянское обаяние музыканта.
Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор - первое произведение композитора-пианиста, в котором он использует оркестр. В нём определённо угадывается «польский акцент» - влияние великих предшественников Скрябина, в том числе Фредерика Шопена. Тем не менее, в Концерте слышны ростки будущего «позднего» Скрябина, чья «Мистерия» должна была провозгласить рождение Нового Мира.
Купить билеты можно здесь
Новости МКЗ

Александр Николаевич Скрябин. Поэма огня
28.03.2018
«Он весь - порыв и священное пламя», писали о пассионарной исполнительской манере Скрябина-пианиста зарубежные критики, в то же время отмечая неуловимое славянское обаяние музыканта