В тот вечер в Краснодар пожаловала запоздалая, вьюжная и снежная зима, а потому в муниципальном концертном зале собрались истинные ценители современной музыки. Те, кто любит «Премьер-оркестр», кому по душе изысканность и глубина камерного звучания, кто в восторге от многогранного и богатого тембра струнного оркестра – мягкого и мощного, экспрессивного и акварельного.
Как известно, модерн многолик. И чтобы по возможности полнее показать его грани, Даниил Червяков включил в программу вечера и произведения, проверенные временем, и совершенно новые, звучавшие в Краснодаре (а возможно и не только у нас) впервые. Открыло концерт Адажио Луиса Челите Рамиреса Фантилана. Написанное в минималистическом ключе, оно явилось своеобразным камертоном, лирическим и исповедальным, для всего вечера. Несколько минут музыки держали в тревожном напряжении слушателей, заставляя вслушиваться в каждый интонационный «всплеск» первой скрипки, в которых угадывались и отголоски известных скрипичных произведений, и нечто пронзительно новое. Лаконичная до графичности фактура Адажио позволяла оценить всё многообразие нюансов произведения: выразительный диалог скрипки и виолончели, высокую, доведённую до совершенства, штриховую культуру исполнения.
Апогеем концерта, безусловно, стала Камерная симфония Дмитрия Шостаковича. Композитор-новатор, тонко чувствовавший нерв времени, написал её в средине июля 1960 года. Шостакович посвятил симфонию жертвам фашизма и войны. Но боль о собственных унижениях и постоянных опасениях за себя, родственников, коллег, которым Шостакович подвергался в сталинскую эпоху, о массовом сталинском терроре звучит в произведении пронзительными автобиографическими нотами. Пять частей шедевра прозвучали на одном дыхании.
Второе отделение концерта можно смело назвать «Музыкой Нового света». В нём прозвучали произведения «новой волны», ноты которых можно найти в свободном доступе для пользователей Интернета. Более того, Caminos Argentinos («Дороги Аргентины») Джеффа Манукяна, эту своеобразную симфоническую фантазию на темы известных народных мелодий «серебряной страны», можно послушать и на YouTube. «Американская сюита» менее на слуху. Её автор Джозеф Жилет отдал должное выдающимся личностям обеих Америк. Леонард Бернстайн, Астор Пьяццола, Вилла Лобос, Джорж Гершвин, Скотт Джоплин – каждый из этих великих музыкантов внёс свою лепту в широкое, всеохватное и трудно диагностируемое понятие «модерн».
Растроганная «Ликами модерна» публика устроила маэстро Даниилу Червякову, ведущей концерта Нине Магдалиц и всем музыкантам оркестра овацию и дважды вызывала на поклон главного дирижера оркестра. И это лучшая оценка завершившемуся фестивалю.
Василий Сальников, Нелли Тен-Ковина
Фото Олеси Копытько
Слушайте Премьер-оркестр 3 марта в программе "С музыкой навсегда". Билеты онлайн здесь