Завершает программу фестиваля «Екатеринодарские музыкальные вечера» один из самых интересных концертов – «Лики модерна». В исполнении «Премьер-оркестра» под управлением главного дирижёра и художественного руководителя лауреата всероссийских и международных конкурсов Даниила Червякова прозвучат Камерная симфония Д.Д. Шостаковича, а так же Caminos Argentinos Джефа Манукяна и «Американская сюита» Джозефа Жилета.
Если вы любите современную музыку и не боитесь премьер, если вам по душе изысканность и глубина звучания камерного оркестра, если вы в восторге от многогранного и богатого тембра струнных, умеющего быть мягким и мощным, экспрессивным и акварельным, то концерт вам обязательно понравится.
Однако не мешает расставить точки над i.
Во-первых, к архитектурному стилю начала ХХ века, весьма распространённому в Екатеринодаре - Краснодаре, (в частности, в этом стиле построен особняк Фотиади на улице Ленина, где долгое время находился офис «Премьеры») слово «модерн» отношения не имеет. В данном контексте это весьма вольно понятое обозначение современного искусства.
Во-вторых, что считать современным сегодня. Является ли современным произведением Камерная симфония, написанная Д.Д. Шостаковичем в 1960-м году?..
В ХХ веке нет, наверное, композитора, который бы в той или иной мере не испытывал на себе влияние этого автора. Значит, стилевые находки, открытые Шостаковичем, так или иначе «работают» и сейчас. Актуальны ли темы, затронутые в симфонии? Безусловно. Война, насилие, террор – Д.Д. Шостакович с присущим ему высоким этическим пафосом выражает своё, глубоко авторское и сугубо личное отношение к этим язвам современности, увы, имеющим место до сих пор.
И сегодня, спустя 58 лет после написания, Камерная симфония – одно из самых часто исполняемых произведений Д.Д. Шостаковича; она ярка, экспрессивна, человечна, она не потеряла своей художественной и этической ценности.
Между Камерной симфонией и произведениями Д. Манукяна и Д. Жилета – полвека. Во втором отделении концерта прозвучат
произведения «новой волны», ноты которых находятся в свободном доступе для пользователей Интернета. И если Caminos Argentinos («Дороги Аргентины») Джеффа Манукяна можно послушать на YouTube, то о творчестве Д. Жилета Википедия (которой известно всё) умалчивает. Известно лишь, что в «Американской сюите» автор выразил восхищение выдающимся личностям обеих Америк. В их числе Леопольд Бернстайн и Астор Пьяццола.
Скорее, это уже не модерн, а постмодерн, который, как известно, не жанр и не стиль, а ситуация, в которой мы все находимся. Культурное бытие, которое определяет сознание. По крайней мере, сознание художника.
По мнению «иконы стиля» современного искусства Виктора Пелевина, постмодерн придумали вахтёры, которым нечего делать. Он возник тогда, когда все слова и звуки уже написаны, а художнику остаётся лишь ими умело жонглировать. Поэтому отсыл к известным мелодиям в Caminos Argentinos Манукяна, известным личностям в «Американской сюите» Жилета вполне укладывается в рамки описываемого явления.
Что поделать, постмодерн…
Перефразируя Шекспира в духе художников постмодерна, вся наша жизнь всего лишь гипертекст, а люди в ней – сочетание пазлов…