Программа из произведений М.П. Мусоргского и В.С. Калинникова продолжила цикл вечерних концертов Кубанского симфонического оркестра «Русские классики».
Чтобы понять, что такое жизнь, надо её прожить. Эту горькую мудрость Василий Калинников постиг очень рано. Он умер в Ялте в конце 1900 года, не прожив и 35 лет. На памятнике, установленном на его могиле, высечена строчка из его Первой симфонии.
«На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого», - эти чеховские строчки словно написаны о музыке скромного русского гения, каким был Василий Калинников. Василий Сергеевич сам вполне мог быть прототипом чеховских персонажей – этот вечно нуждающийся, глубоко больной человек со светом в душе, чья карьера оборвалась на взлёте. «Кольцовым русской музыки» назвал его академик Борис Асафьев.
Его жизнь – пример победы духа над плотью. Первая симфония соль минор, созданная Калинниковым в 1895-м, написана в годы, когда композитор отчаянно сопротивляется пожирающему его недугу – туберкулёзу. Рост его сил духовных обратно пропорционален угасанию сил физических. Однако в «Русской» симфонии, как часто называют 1-ю Калинникова, нет ни следа болезни: удивляешься широте и мощи этого произведения. Это «здоровая» музыка от начала до конца, музыка полнокровная, искренняя и живая. В ней отразился Калинников сам – красивый благородный человек, с верой в светлое и огромной жаждой жизни.
Василия Калинникова можно смело назвать автором одного шедевра. Его Первая симфония имела потрясающий успех! Она с лёгкостью находила путь к сердцам и музыкантов-профессионалов, и простых любителей музыки, но денег Калинникову так и не принесла. «Гонорар» за издание партитуры для автора собрали друзья…
Исполнение симфонии, кажется, доставило удовольствие не только слушателям, но и музыкантам. Первая симфония Калинникова едва ли чемпион по солирующим в оркестре инструментам. Как украшает наш оркестр настоящая, «живая» арфа – солистка Арина Логинова! Татьяна Прахова (флейта), заслуженный артист Кубани Александр Гуц (гобой), заслуженный работник культуры Кубани Евгений Хлевный (английский рожок), Сергей Мартынец (кларнет), Сергей Сергиенко (фагот), Максим Кувычко (валторна), заслуженный артист Кубани Виталий Бодяновский (труба), Юрий Николенко (тромбон) – когда дирижёр Денис Ивенский поднимал солистов, кажется, встал весь оркестр.
Как и Калинников, Модест Мусоргский в последние годы жизни получал гонорары от друзей, чтобы успеть закончить клавиры опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Оба художника прожили типично русскую «историю», в которой талант рифмуется с нищетой. Оба, несмотря на разные пути творчества (Калинников – «собиратель» традиций, Мусоргский – принципиальный новатор), оставались безудержными оптимистами. Мусоргский пережил Калинникова всего на семь лет, оставив потомкам богатое наследие. «Вперёд, к новым берегам!» - этот творческий лозунг Модест Петрович провозгласил, когда жить ему оставалось всего два года.
Новаторство являлось эстетическим принципом Мусоргского. Он не просто проложил дорогу в музыке, а проломил её. В его творчестве принципиально нет глянца, нет салонности, приукрашенности, гламура – одна только правда жизни, какой он её чувствовал: во всей её трагической неприглядности. Жизнь Мусоргского – воплощение национальной идеи, поиском которой он посвятил всего себя.
В исполнении Кубанского симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Дениса Ивенского прозвучали «Интермеццо в классическом стиле» и фантазия для симфонического оркестра «Иванова ночь на Лысой горе», в которых, наряду с разгулом «тёмных сил», определённо слышатся светлые нотки «Рассвета на Москва-реке»…
Историю жизни и творчества двух композиторов известный тележурналист, автор и ведущая программы «Арт & Факты» Екатерина Славянская рассказала с пронзительной эмоциональностью.
Такие вот получились типично «Русские классики».
Нелли Тен-Ковина
Фото: Елена Самородняя
Следующий концерт из цикла «Русские классики» состоится 31 января. В программе прозвучат произведения А.К. Глазунова и Н.А. Римского-Корсакова.