Записки сумасшедшего для органа и сцены

Новости МКЗ
Записки сумасшедшего для органа и сцены

Записки сумасшедшего для органа и сцены

14.11.2017
Напомним, что Гоголь поначалу хотел написать комедию, но потом передумал и выбрал форму дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. Герою сорок два года, он титулярный советник и по-прежнему холостяк, а главной его обязанностью стала очинка перьев для директора департамента

В Муниципальном концертном зале с большим успехом прошел спектакль для органа «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Эта совместная сценическая постановка Молодежного театра и Муниципального концертного зала входит в число самых ярких событий прошлых театральных сезонов Кубани.

Театральные критики говорят, что Гоголь на сцене – это почти всегда успех. В данном случае гению художника помогают еще и музыкальные образы: ведь это спектакль для органа, за которым – виртуозный музыкант, заслуженный артист Кубани Михаил Павалий. Со сцены звучат популярнейшие сочинения И. Баха, С. Франка, Н. Брунса и других классиков, которые окутывают музыкальной дымкой сценические драматические образы и держат публику в захватывающем оцепенении до самой развязки.

Пора сказать о виновнике успеха, режиссере и исполнителе главной роли заслуженном артисте Кубани Викторе Плужникове. Своей режиссурой и игрой он крепко держит основной нерв спектакля и талантливо «подыгрывает» органу Михаила Павалия.

Напомним, что Гоголь поначалу хотел написать комедию, но потом передумал и выбрал форму дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. Герою сорок два года, он титулярный советник и по-прежнему холостяк, а главной его обязанностью стала очинка перьев для директора департамента.

Досуг мелкого служащего сводится к лежанию на диване, чтению журнала «Северная пчела» и посещению театра. Казалось бы, в его поведении нет ничего странного. Но уже первые записи в дневнике Поприщина, мастерски представленные актером Виктором Плужниковым, дают повод усомниться в психическом здоровье автора. Причем, расстройство главного персонажа прогрессирует. Поприщин уже разговаривает с собаками Меджи и Фидель, читает их переписку, из которой узнает о предстоящей свадьбе дочери директора департамента Софи, в которую он тайно влюблен. Ее избранником стал молодой камер-юнкер Теплов. Понятно, что душевному равновесию Поприщина приходит конец: он впадает в отчаяние, его возмущает несправедливость жизни, в которой все лучшее достается генералам и камер-юнкерам. Только и остается твердить: «Ну, отчего я титулярный советник?»

Герой Виктора Плужникова полностью погружается в мир своих фантазий, перестает ходить на работу. Его вдруг начинают волновать проблемы испанского престола, который долго остается без претендента. И вот уже несчастный воображает себя испанским королем и всем объявляет об этом. В финале Поприщина увозят в психиатрическую клинику.

В этом спектакле трагическое и комическое так переплелись между собой, что их невозможно разделить. И это хорошо чувствует публика. А поиски персонажа Плужникова своего поприща, места в жизни, возможности вырваться из порочного круга доводят его до сумасшествия. Завершает спектакль отчаянный крик Поприщина- Плужникова о помощи и трогательное обращение к матери.

На успех спектакля играют видения главного героя, которые по сценографии Анастасии Васильевой очень лирично и трогательно создают артисты Молодежного театра Юлия Макарова и Никита Петров.

Театральную публику, которая в этот вечер полностью заполнила концертный зал, трудно упрекнуть в неискренности. Вот почему, когда отзвучали финальные аккорды органа, зал встал и оглушил актеров и органиста громовыми аплодисментами. Все они получили от благодарных зрителей роскошные букеты цветов.

Василий Сальников

Фото: Елена Самородняя

Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены
Записки сумасшедшего для органа и сцены