Меджи и Фидель вам этого не простят...
Жил себе человек, служил в департаменте, очинивал пёрышки для начальника. Однажды послушал, о чём говорят между собой собаки, почитал их переписку и сошёл с ума.
Или он сошёл с ума всё-таки раньше, а собаки здесь не причём?..
Как и на премьере, которая состоялась два года назад, спектакль для органа «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя в Муниципальном концертном зале собрал немало поклонников. За два года он устоялся, многое ушло. Осталось главное: пошаговая анатомия человеческого безумия.
И мысли, которые оно после себя оставляет.
Безумен или нет титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин? Нищий дворянин, осмелившийся мечтать о генеральской дочери?.. Или сошёл с ума мир, который его окружает, а он просто маленький, одинокий, подавленный человек, на мгновение возомнивший себя богом?
Ответ даёт сам Гоголь.
Конечно, безумен. Ростки болезни пробиваются едва ли не в первых строчках повести. Сначала сумасшествие его по-домашнему «милое» и даже способно вызвать улыбку. После письма собачки Меджи о свадьбе Софи с камер-юнкером, из латентной оно переходит в открытую форму. Поначалу герой чувствует опустошение. Но известие о пропаже в Испании короля становится стержнем новой личности Поприщина. Суета, обиды, ежедневные страхи титулярного советника остались в прошлом. Теперь он – король!
Восхождение сколь стремительное, столь и трагическое.
В безумии, которое проживает вместе со своим несчастным героем артист Молодёжного театра заслуженный артист Кубани Виктор Плужников (он же – режиссёр-постановщик спектакля) есть что-то горькое. Видишь судьбу самого Николая Васильевича, чью «ненормальность» лечили голодом и холодной водой. И белые одежды «дома скорби» великому писателю тоже приходилось примерить. Эта автобиографичность, эти «невидимые миру слёзы», проходящие вторым планом, укрупняют образ и заставляют его переоценить. И поневоле начинаешь сомневаться: а нормален ли мир, в котором подобное возможно?..
Сумасшествие главного героя оттеняли генеральская дочь Софи (Юлия Макарова) и камер-юнкер Теплов (Никита Петров), успешные и возмутительно нормальные. Под условный занавес спектакля Юлия воплощает собой вечно-женственное начало, Никите же выпала зловещая роль – быть инквизитором безумца.
И здесь проявляется ещё один пласт: жертва - палач - искупление. Глубинный и библейский. Финальная сцена – настоящая русская Пьета!
Лаконизм и выразительность декораций Насти Васильевой не отвлекают от текста, но выгодно подчеркивают его. Свет же – ступени на вершину безумия. Как красив орган в театральном свете и как он страшен! Он – и трубный глас, призывающий на Страшный суд, и голос утешения.
На поклонах Виктор Плужников первым представил подлинного героя дня – органиста, заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия. Под его пальцами орган, знаменитые произведения Баха, Франка, Брунса оживали, уносили мыслями ввысь.
Туда, где нет печали…
Нелли Тен-Ковина
Фото: Елена Самородняя
Органную музыку в исполнении заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия в Муниципальном концертном зале можно услышать 24 ноября, в пятницу, в 19.00.
В программе «Органная музыка Германии» прозвучат произведения Н. Брунса, И.С. Баха, М. Регера.