Краснодарский муниципальный концертный зал постоянно радует своими музыкальными вечерами, программами, интересными абонементами. Ведя серьезную просветительскую деятельность, МКЗ организует циклы концертов, которые имеют солидную долгосрочную программу с приглашением как начинающих, так и именитых музыкантов
Кубанский симфонический оркестр под руководством главного дирижера Дениса Ивенского уже провел серию циклов-вечеров, посвященных высокой классике, находя порой необычные решения. К примеру, программа «Бетховен и…» состоит из симфоний под четным номером. «Партитуры XX века» включает в себя произведения композиторов от Игоря Стравинского до Бенджамина Бриттена. В этом сезоне мы стали свидетелями не менее замечательного цикла под названием «Русские классики», где представлена музыкальная эпоха от Глинки до Рахманинова. В каждой программе исполняются произведения двух авторов, чьи имена не только сегодня являются гордостью и славой мировой культуры, но и во многом определили путь и развитие русской музыки в целом.
В сентябре уже состоялся концерт «Глинка и Бородин». В первом отделении прозвучала знаменитая «Камаринская», о которой Петр Чайковский писал: «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из «Камаринской» Глинки». Была исполнена и испанская увертюра Михаила Глинки, основанная на национальном фольклоре, — «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» («Ночь в Мадриде»).
Во второй части слушатели смогли насладиться одним из представителей «Могучей кучки», основоположником «эпического симфонизма» Александром Бородиным, вернее, его знаменитой «Богатырской симфонией», или, как еще ее называют, «летописью Древней Руси в музыке».
КРИТИКИ ОБ ИНТЕРМЕЦЦО
18 ноября МКЗ представит Мусоргского и Калинникова. «Интермеццо в классическом стиле» и «Ночь на Лысой горе», которые будут исполнены оркестром, несомненно, два удивительных произведения Модеста Мусоргского. «Даже несмотря на всю свою внешнюю классичность и европеизм, это сочинение носит внутри себя содержание национально-русское», — так писали об интермеццо критики. А вот поэму «Ночь на Лысой горе» ждала не очень завидная судьба. Есть ее авторский вариант, но в основном «Ночь…» звучит в редакции друга композитора — Николая Римского-Корсакова, который сделал обработку симфонического шедевра. Лично мне более 30 лет назад удалось посмотреть балет Игоря Моисеева «Ночь на Лысой горе». Тогда спектакль прозвучал очень необычно, новаторски.
Симфония №1 Василия Калинникова, «Кольцова русской музыки», как его нарекли современники, будет представлена во второй части. Талантливейший русский композитор и русский поэт умерли в возрасте 33-34 лет, так и не реализовавшись в полной мере. Симфония №1 — одно из самых известных произведений Калинникова. Композитор и его поэтичный, чистый голос, отличавшийся мелодичной и искренней красотой, не затерялись ни во времени, ни среди своих гениальных собратьев. «Солнечной душой» называли близкие и друзья этого светлого лирика.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВАТОРЫ
31 января можно будет посетить программу «Глазунов и Римский-Корсаков». Яркий музыкант, виртуоз, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина исполнит знаменитый «Концерт для скрипки с оркестром» Александра Глазунова, одного из лучших продолжателей традиций «Могучей кучки».
А вот симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» была написана под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Это одно из самых популярных произведений композитора, пережившее множество современных обработок.
30 марта афиша зала приглашает познакомиться со Скрябиным и Чайковским. Откроет вечер молодой пианист, лауреат международных конкурсов Максим Тимофеев. В его исполнении прозвучит «Концерт для фортепиано с оркестром» Александра Скрябина. Блистательный пианист, Александр Николаевич был и новатором в музыке. Написав свой концерт в 25 лет буквально на одном дыхании, композитор уже тогда заявил о себе как об одаренном музыканте. Несмотря на довольно короткий творческий путь, Скрябин оставил яркий след в русской музыкальной культуре.
Вторая часть вечера будет посвящена Петру Ильичу Чайковскому — его увертюре «Ромео и Джульетта» и торжественной увертюре «1812 год», знаменитому монументальному сочинению, пронизанному любовью к Родине. «1812 год» представляет батальную композицию, построенную на контрасте музыкальных образов русского и французского войска.
ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ
И завершатся русские сезоны 12 мая знакомством с Лядовым и Рахманиновым.
Один из сложнейших концертов для фортепиано с оркестром №3 Сергея Рахманинова прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Яковлева из Санкт-Петербурга. Концертирующий артист, окончивший Ростовскую консерваторию, свою карьеру сделал за рубежом, работая с самыми знаменитыми дирижерами, включая Валерия Гергиева. Одним словом, нас ждет встреча с интересным музыкантом и прекрасной музыкой.
А «Восемь русских народных песен» Анатолия Лядова являют собой цикл миниатюр для оркестра. Музыкальные картинки нам рисуют образы русского сказочного фольклора — Кикимору, Бабу Ягу, делая это очень иронично, с юмором. Удивительно, но композитор смог соединить деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр, две, казалось бы, не пересекающиеся материи. Но дух экспериментаторства и поиска нового всегда отличал наших великих музыкантов.
Вообще, сам цикл «Русские классики», автором которого является маэстро Денис Ивенский, искусно соединил в себе произведения композиторов, совершенно разных и по стилю, и по форме, и по подходу. Но, объединив их под сводом великой русской музыкальной культуры, дирижер и руководитель оркестра нашел именно то зерно, которое и является главным в программе, — пропаганда, популяризация русской культуры, любовь к русской музыке и настоящие патриотические чувства.
Ведь истинный патриотизм не в лозунгах, он мощным зарядом заложен в русской музыке. Слушая ее, понимаешь и русскую натуру, и весь размах славянской души с ее нежностью, бунтарским духом и невероятной внутренней глубиной. «Русские классики» Кубанского симфонического оркестра как раз и являются той программой, по которой можно изучать великую отечественную музыку.
Однако надо заметить, что выдающиеся русские композиторы нередко обращались в своем творчестве и к Востоку, и к Западу, к культурам не менее значимым и прекрасным. Это еще раз подтверждает масштаб, глубину таланта и понимания русской музыкальной композиторской плеяды, которая всегда существовала в контексте мировой культуры.
Муниципальный концертный зал приглашает
10 ноября, пятница, 19.00, 6+.
«Записки сумасшедшего». Спектакль для органа.
Исполнители: заслуженные артисты Кубани Виктор Плужников и Михаил Павалий.
15 ноября, среда, 19.00, 6+.
Вечер камерной музыки. «Премьер-оркестр».
Дирижер — Даниил Червяков.
Солисты — лауреаты международных конкурсов Анатолий Буваленко (фагот), Максим Кувычко (валторна), Светлана Сальникова (флейта).
В программе: Г. Ф. Телеман, «Концерт для флейты и фагота»; Э. Элгар, «Романс»; Э. Ферарри, «Стримпелаиа»; К. Лехнер, «Концертино для фагота и валторны».
18 ноября, суббота, 19.00, 6+.
«Русские классики». Концерт второй. «Мусоргский-Калинников».
Кубанский симфонический оркестр. Дирижер — Денис Ивенский.
М. П. Мусоргский, «Интермеццо в классическом стиле», «Ночь на Лысой горе». В. С. Калинников, «Симфония № 1».
22 ноября, среда, 19.00.
С программой «Евразийское барокко» выступит вокальный ансамбль «Intrada» (г. Москва).
За дирижерским пультом — Екатерина Антоненко. Партию органа исполнит лауреат международных конкурсов Константин Волостнов.
В программе концерта прозвучит музыка И. Преториуса, Дж. Палестрины, И. С. Баха, а также кубанского композитора В. Малюченко.
Источник - ЮГ TIMES
Автор - Александр Геннадьев
7.11.2017 год