Правда, на самом деле, то, что сегодня называют неоклассикой, является по сути минимализмом – методом сочинения композиций на основе повторяющихся ячеек-паттернов. Но ошибка прижилась. И сегодня под словом «неоклассика» воспринимают не раннего Прокофьева и позднего Стравинского, а произведения Яна Тирсена, Людовико Эйнауди, Илью Бешевли, Макса Рихтера и Николоса Мартина.
Все эти, ставшие уже культовыми, авторы звучали в исполнении фортепианного секстета в составе замечательных музыкантов, лауреатов международных конкурсов: Татьяна Попова – 1-я скрипка, Ольга Голышева – 2-я скрипка, Сергей Клепиков – альт, Александра Старкова – виолончель, заслуженный артист Краснодарского края Александр Чепелев – контрабас, Елена Мурзакова – фортепиано.
Из ряда композиторов-минималистов выделялся Арво Пярт, его Fur Alina. Было атмосферно и немного таинственно. Поблёскивал трубами орган. Инструменты распространяли звуковые волны, в прозрачной фактуре которых мерцали крупицы золота.
«Эта музыка медитативностью помогает найти дорогу к себе, своим внутренним ощущениям», – говорит автор проекта, исполнитель партии фортепиано Елена Мурзакова. Кстати, примерно половина исполненных произведений – её авторские аранжировки.
А как хорошо было после композиторов-минималистов выйти в светлое прохладное фойе и посмотреть выставку «Екатеринодар-Краснодар – 2023». Катится по рельсам трамвайчик, с полотен картин глядят на тебя «дома с историей».
И невольно проникаешься странным чувством, что история – это то, что проходит через тебя: и сегодняшние волны фактуры с искорками золота и мерцанием органа, и бегущий по рельсам ретро-трамвайчик, и завтрашний джаз…
«Это всё ещё джаз! Ещё не фьюжн», – одной фразой очертил рамки программы концерта заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов.
Концерт джаза под управлением Ильи Филиппова – яркая музыкальная точка Дня города, которая была так необходима.
Что-то неуловимо общее было в этих двух концертах – неоклассики и джаза, но приводящее к разным результатам. Хотя, если вдуматься, – ничего странного. Метамодерн – он такой. Глобальный культурный процесс, колебание противоположностей и одновременность их использования…
В органном зале Илья Филиппов представил камерный джаз, иными словами, музыку с малым составом исполнителей. Шесть музыкантов: солисты-вокалисты – Варвара Токарева и Роберт Бабаев; заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов – аранжировки, фортепиано; Максим Кабальскис – барабаны; Хасан Фидаров – гитара; Максим Вострецов – контрабас.
Были великолепные соло. Рояля (и даже препарированного рояля), гитары и барабанов. Звучали джазовые стандарты и госпел. Варвара Токарева исполнила песню собственного сочинения «Расскажи». Роберт Бабаев был великолепен, отдавая должное Муслиму Магомаеву и Фрэнку Синатре…
Словом, изысканный вечер с изысканным джазом.
Что может быть лучше?
Фото – Дарья Григорьева