Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях

Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях

20.09.2021
«Игры органных престолов». Так называлась
программа, которую привёз на этот раз в Муниципальный концертный зал известный
органист и большой друг «Премьеры» лауреат международных конкурсов Андрей
Бардин. В этом названии – всё: интрига, драйв и, конечно, отсыл в те
стародавние времена, когда кино было немым, а «голос» ему придавали стоящие в
кинотеатрах маленькие органчики. Звучала классика западного и отечественного
киноэкрана – музыка Дж. Уильямса, Э. Морриконе, М. Нормана, Х. Циммера, Р.
Джавади, Л. Шифрина, М. Таривердиева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича, Э.
Артемьева, В. Дашкевича, А. Зацепина. Наш разговор с Андреем Анатольевичем (о
кино, органе и «маяках») состоялся перед концертом.
- Название концерта — «Игры органных престолов» — кто придумал?

- Директор Муниципального концертного зала Мария Николаевна Тернавская в мой прошлый приезд в Краснодар. Она предложила сделать эту программу, и я с удовольствием откликнулся.

- Вы смотрели «Игру престолов»? Вы за кого: за Старков, за Таргариенов или Ланнистеров?

- Я начинал смотреть сериал, но убеждён, что литературная основа Джорджа Мартина, как и фильм, после «Властелина колец» Толкиена вторичны.

- Музыка кино - это красивые мелодии или нечто большее?

- Любая музыка помимо эстетической функции — восторгать нас своей красотой — несёт и нравственный посыл. В определённой мере искусство стремится эмансипироваться. Но, я уверен, искусство призывает людей к добру, к хорошему. И после концерта слушатели обычно уходят с ощущением, словно они хорошую книжку прочитали или посмотрели любимый фильм.

- Почему сейчас музыка кино так популярна? Это такой доступный формат классики, понятный широкой аудитории?

- У медали две стороны. Во-первых, музыку к кинофильмам пишут выдающиеся композиторы, тот же гениальный Джон Уильямс, у которого понимание оркестра, как у Рихарда Штрауса. Во-вторых, надо признать, что зрительное восприятие сильнее, чем слуховое. Зрителям легко создать в своём воображении образный ряд. А с симфонией или камерной музыкой это сделать сложнее.

- Если бы состоялся баттл между Голливудом и отечественным кинематографом, кто бы победил?

- Думаю, Голливуд. При всём уважении к отечественному кино, в планетарном масштабе мы уступаем и Голливуду, и европейским фильмам.

- Во время карантина я с огромным интересом посмотрела ваш авторский цикл «Истории любви», в котором вы рассказали о взаимоотношениях великих музыкантов со своими музами. Какой из сюжетов ближе всего вам?

- Истории любви Бетховена, Шумана, Шопена, Шостаковича, Чайковского, Листа — все они прекрасны. И в то же время таким сильным чувствам нет места в реальной жизни. Эти гениальные музыканты в делах сердечных были глубоко несчастливы. Я считаю, что всё должно быть проще. Любовь должна быть взаимной. Вспомните ветхозаветных Авраама и Сарру, например. Не сказать, что их отношения какие-то приземлённые — нет. Но в них есть иное измерение, которое укореняет их и на земле, и в вечности. Это что-то, знаете, посильнее «Фауста» Гёте.

- История, когда католическая община Красноярска предложила вернуть ей здание костёла «Храм Преображения Господня», в котором сегодня находится органный зал Красноярской филармонии, потрясла многих. Что послужило в ней поворотным пунктом? И как вы сейчас сосуществуете с католической общиной?

- У нас добрососедские отношения. На этот год общине на время богослужений было предоставлено в безвозмездное пользование здание. Хотя оно находится на балансе Красноярской филармонии... Очень надеюсь, что некий паритет интересов соблюдён, и мы ничем не обидели наших соседей и друзей. Я уповаю в силу доброй воли. Если есть желание прийти к общему знаменателю, то почему бы не решить вопрос миром?

- Как поживает Оркестр русских народных инструментов имени народного артиста России Анатолия Бардина, вашего папы?

- Хорошо поживает. Оркестр открывает сезон, у него новые интересные программы... Думаю, Анатолий Юрьевич, мой папа, был бы доволен. Он сам был очень творческим человеком, любил эксперименты.

- В прошлом году у вашего отца был юбилей. Как отметили?

- Был большой концерт, оркестр подготовил программу, и я играл с оркестром, и мой сын Александр... А в органном зале мы устроили что-то типа семейного музицирования. Выступила наша семья, дочь со мной играла переложение Адажио из 23-го фортепианного концерта Моцарта. А перед этим она играла его в Большом зале филармонии с камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Катя учится в четвёртом классе музыкальной и образовательной школ.

- Дочь планируете отпустить в Москву учиться? И вообще — где должны быть дети: в столице или дома?

- Сын может уехать даже на другой континент. А дочь далеко отпускать от себя нельзя.

- Во что сегодня, кроме Бога, можно верить? Что, по мнению Андрея Бардина, должно быть маяком в жизни?

- Верю в семью. В условиях нестабильности, она — островок спасения, за который надо держаться.

Беседовала Нелли Тен-Ковина


Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях
Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях
Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях
Андрей Бардин — о кино, любви и вечных ценностях
BusinessFM
DFM
Звезда