Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Ансамбль ударных инструментов. Возвращение?..

26 апреля 2021 года

«Вначале был ритм». Так называлась статья в «Вольной Кубани», напечатанная в феврале 1994-го, посвящённая премьере самого яркого, шумного и ломающего стереотипы коллектива творческого объединения. Его руководитель Виктор Бурдь, концертмейстер группы ударных инструментов Кубанского симфонического оркестра, представил ансамбль, участники которого, артисты оркестра, – его ученики. Спустя 27 лет лауреат Международного конкурса Екатерина Рыбальская пригласила ансамбль в свой авторский проект. И Муниципальный концертный зал с восторгом встретил легендарную группу, узнавая знакомые тембры и ритмы. Словно вспомнил…
Наверное, нет необходимости говорить об усилении роли ударных инструментов в партитурах ХХ века. На закате второго тысячелетия желание композиторов вернуться к первоистокам – ритму – вполне объяснимо. Как чуткий организм, «Премьера» откликнулась на веяние времени рождением уникального коллектива со взрывной энергетикой. Появление в прямом смысле самого громкого ансамбля всколыхнуло музыкальную культуру Кубани: композиторы с удовольствием взялись за сочинение новых произведений с главенствующей ролью ударных, музыкальные фестивали обогатились премьерами российского масштаба. Программы «От Бартока до Щедрина», «Пульс уходящего века», «Симфония ритмов», премьеры произведений мэтров современной музыки С. Губайдулиной, Н. Сидельникова – каждое выступление коллектива становилось ярким событием в культурной жизни региона.

…А потом, как писал Эрнест Хемингуэй, погода испортилась. Виктор Бурдь посвятил себя педагогике: сегодня он ведёт класс ударных инструментов в Музыкальном колледже им. Д.Д. Шостаковича в Новороссийске (который когда-то, до поступления в Одесскую консерваторию, окончил сам), руководит частной музыкальной школой и устраивает фестивали колокольной музыки. Он воспитал для Екатеринодарской и Кубанской епархии плеяду звонарей, сам часто звонит в колокола... И мой звонок застал его на колокольне православного храма в Крымске.

По словам Виктора Геннадьевича, он и сам вот уже несколько лет как подумывает возродить ансамбль. Но только обаяние, энергия и музыкальный авторитет Екатерины Рыбальской помогли осуществить эту идею сегодня.

Произведение Владимира Магдалица «Звоны Екатеринодара» из цикла «Строфы» открыло концерт-возвращение. Это было похоже на музыкальную иллюстрацию закона физики о звуковой волне: возникнув из тишины, звуковой «девятый вал» накрывает с головой, затем вновь откатывается в тишину. Начать концерт произведением Магдалица было данью уважения к этому музыкальному подвижнику. Во многом стараниями Владимира Васильевича родился ансамбль ударных инструментов.

В первом номере концерта в ансамбле выступили все: заслуженный работник культуры Кубани Олег Вавилин, Герман Багдыков и Константин Михайлов (все трое из старого состава), Кирилл Морозов и Максим Подгорный. И, конечно, Виктор Бурдь. Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Екатерина Рыбальская, синтезатор – Дмитрий Рыбальский.

Концерт тепло и виртуозно вела музыковед Мария Лунёва. В программе прозвучали произведения В. Кеворкова, В. Качесова, В. Гришина, Крауса и Шмитта. Не обошлось без хитов – «Розовой пантеры» Манчини, «Лезгинки» Хачатуряна и «Кассумкентских барабанщиков» Кажлаева. А завершилось триумфальное действо мексиканской «Мучачитой», в которой Екатерина Рыбальская сменила рояль на что-то звеняще-шумящее, а каждый слушатель смог почувствовать себя исполнителем на древнейших ударных инструментах – ладошах.


^ Наверх