Название программе «Орган - голос вечности» подарил ни кто-нибудь, а Иоганн Себастьян Бах: именно он считал, что именно она разговаривает с нами звучанием «короля инструментов». Музыка Баха - бессмертная Токатта и фуга ре минор и переложение Второго концерта Вивальди, органные сочинения Дж. Каччини, А. Габриели и Б. Черногорского, Фанфары и ария Г. Пёрселла, Хорал № 3 ля минор и фрагменты сюиты Ж.-А. Гилена в исполнении заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия проводили нынешний январь в вечность.
А в первый день последнего месяца зимы Михаил Иванович и молодой музыковед, выпускница Гнесинки Фаина Намитокова пригласили слушателей в путешествие по родине Рафаэля и Караваджо, Данте и Петрарки. «Италия и её влияние» - так назывался очередной концерт дневного цикла «Час органной музыки». Хотя органная музыка родом из Германии, однако в Италии на органах играли ещё за сто лет до появления Баха.
В XVI веке главным культурным центров Европы стала Венеция с великолепным собором Сан-Марко, где за пультами органов свои сочинения играл Андреа Габриели: концерт открыл его Ричекар в двенадцатом тоне для четырех голосов. Чех Богуслав Черногорский провел в итальянской Падуе большую часть жизни, оставив нам поражающие глубиной и разнообразием сочинения: одно из них, Токката до мажор, продолжило концерт.
Гениальная «Аве Мария» Джулио Каччини впервые была издана в 1970-х в альбоме «Лютневая музыка XVI-XVII веков» без указания автора: её органное переложение Михаила Павалия любимо краснодарским слушателем не меньше старинного гимна «Коль славен наш Господь» Дмитрия Бортнянского, тоже шлифовавшего свое композиторское мастерство в Италии… А ещё Италия - это бельканто, искусство «красивого пения». Волшебные звуки арии Sento nel corе Алессандро Скарлатти стали сюрпризом для слушателей от Михаила Ивановича и Марины Сташкевич (сопрано).
Очередной концерт абонемента Кубанского симфонического оркестра «Для самых маленьких» с обожаемым юными слушателями музыковедом заслуженным деятелем искусств Кубани Ниной Магдалиц открыл марш «Индиго» Иоганна Штрауса-сына.
Героиню программы «представил» «Маленький венский марш» Крейслера с сольной партией Владимира Быкова (скрипка).
Её друзья тоже не заставили себя ждать в «Экспромте» Арутюняна звучала виолончель Анжелы Симонянц, в «Шутке» Баха - флейта Светланы Сальниковой, в Вольф-Феррари Стримпеллата Вольфа-Феррари - фагот Сергея Сергиенко, в «Галопе» Кабалевского - ксилофон Германа Багдыкова, в его же «Клоунах» - ларнеты, а в «Танце маленьких лебедей» Чайковского - гобои…
Знакомство со скрипкой завершилось букетами для недавнего именинника маэстро Ивенского, который уже в грядущую пятницу вместе с пианистом Робертом Алиевым откроет XXVIII ежегодный фестиваль искусств «Екатеринодарские музыкальные вечера» программой музыки Бетховена.