Сын провинциального врача-атеиста и ревностной католички, в Париже Гектор Берлиоз учился медицине, к которой резко охладел после вскрытия трупа. Став всемирно известным композитором, он «похоронил» в себе великого психоаналитика. Это следует хотя бы из программы симфонии (полное название «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях»): «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей».
Премьера Фантастической симфонии готовилась под грохот пушек – в Париже бушевала Июльская революция 1830 года, для которой композитор аранжировал «Марсельезу».
Но в музыке Гектор и сам был революционером. Возможно, определённую роль в этом сыграло то, что композитор был французом и жил вдалеке от Вены и её симфонических традиций...
Он написал первую в истории музыки подлинно романтическую программную симфонию, сделав её героем личность байроновского склада, «прописавшегося» в литературе.
Он написал произведение, после которого симфоническая музыка уже не могла оставаться прежней.
Берлиоз был великолепным дирижёром - теоретиком и практиком оркестра. Его Трактат об инструментовке, ставивший во главу угла красочность инструментов, изменил привычные представления об оркестре и его группах. Рихард Штраус делает редакцию трактата, Рихард Вагнер в шутку называет Берлиоза «спасителем музыкального мира», а Жорж Бизе рекомендует монументальный труд как настольную книгу каждого композитора…
В Фантастической Берлиоз создал вселенский оркестр, который выразивший вселенское чувство любви, состояние безумия и потрясения.
На вчерашнем концерте за литаврами стояли четыре (!) литавриста...
Гектор Берлиоз был очарован русской культурой. Он дважды был в России и даже… посвятил Фантастическую Николаю I! Остались воспоминания Н.А. Римского-Корсакова о манере дирижирования Берлиоза: «Обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках».
Женщина, вдохновившая Гектора Берлиоза на великую симфонию, не принесла ему счастья. Он добился взаимности: знаменитая актриса Генриетта Смитсон, та самая вожделенная «мелодия» и «навязчивая идея», после алтаря становится фурией на шабаше ведьм из последней части…
Жизнь Гектора Берлиоза сложно назвать радужной. Он не нажил богатства, а в конце жизни теряет близких людей. Последней каплей, переполнившей чашу несчастий, стала смерть сына…
Композитор умер в одиночестве в возрасте 69 лет и похоронен за общественный счёт.
P.S.
Вчера в МКЗ зрители жили триумфом гения, сумевшего стать выше отдельно взятой любви.
Настоящими триумфаторами были Кубанский симфонический оркестр и дирижёр народный артист России Владимир Понькин.
Всплеском оваций зал встретил хорошую новость от Понькина. У народного артиста и Кубанского симфонического много совместных планов. Теперь Владимир Александрович будет бывать в Краснодаре чаще.