Время Чайковского

Новости МКЗ
Время Чайковского

Время Чайковского

11.10.2019
В программе концерта – Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (солист лауреат международных конкурсов Рустам Комачков) и Вторая симфония, известная как «Малороссийская» или «Симфония с журавлём»

В футляре она похожа на инопланетянку – его виолончель. С маленькими круглыми ушками, круглыми глазками, стикером BACH и мотивом судьбы из 5-й Бетховена вместо рта (такой музыкантский юмор). Инструмент, на котором играет Рустам Комачков, – настоящий раритет, он из дерева, которому более двухсот лет. Отец музыканта народный артист России Рифат Комачков приобрёл виолончель у концертмейстера «Виртуозов Москвы». Рустам Рифатович играет на ней много лет, и временами его «дама» показывает характер.
На сцене Муниципального концертного зала Рустам Комачков играет третий раз. Мы не упустили возможности пообщаться с замечательным музыкантом, чьё выступление ждали с особым удовольствием.
– Ваша манера исполнения на виолончели – очень открытая, «общительная». Словно вы рады поделиться музыкой со всем миром. Это идёт от вас или от вашего инструмента?
– Скорее, в этом заслуга публики. Здесь невероятная публика, очень тёплая, доброжелательная. Когда играешь, чувствуешь эмоциональную отдачу зала. Это дорогого стоит. Я очень люблю здесь играть. Такая атмосфера, словно ты в клубе единомышленников, где все тебя понимают. В этом заслуга, я думаю, Дениса Ивенского и Марии Николаевны Тернавской, директора зала.
– Ваш легендарный отец, концертмейстер группы контрабасов у Евгения Фёдоровича Светланова, играл с великими музыкантами. Брал вас на репетиции?
– Я очень хорошо помню репетицию Октета Шуберта на квартире у Святослава Рихтера на Большой Бронной. Играли Олег Каган, Юрий Башмет, Наталия Гутман… Скрипка Кагана просто парила, это было что-то необыкновенное, волшебное… А сейчас я участник «Декабрьских музыкальных вечеров Святослава Рихтера». Я три года играл в камерном ансамбле с сыном народной артистки СССР Наталии Гутман. Несколько лет я имею возможность показывать произведения самой Наталии Григорьевне. Играл ей Симфонию-концерт Прокофьева. Сначала сыграл у вас в Краснодаре, потом показал ей.
– Вариации на тему рококо виолончелисты считают произведением едва ли не культовым. Есть ли у вас предпочтения среди исполнителей? И как не потерять себя в нотах, которые играют все?
– Но есть же текст, где всё сказано! Я играю в редакции Вильгельма Фитценхагена, ему Чайковский посвятил концерт. Фитценхаген многое в тексте изменил. Но я обязательно сыграю в оригинале!
– Рококо – термин условный. Чайковский трактовал его как стремление к красоте и «лёгкую безмятежную радость». Сегодня, спустя 132 года после первого исполнения, что изменилось в понимании этой музыки? Какой месседж нам оставил Пётр Ильич?
– Думаю, тот же. Красота, восхищение жизнью. Пение на виолончели… Эта музыка не сладкая, а светлая. В ней и драматизм, и грусть есть. Колоссальная музыка.
– Работа музыканта – тяжёлый труд. Как вы поддерживаете физическую форму?
– Занимаюсь воркаутом. Могу сорок раз подтянуться на турнике!
– Ваш следующий концерт когда?
– В ноябре в концертном зале «Зарядье» играем Баха, Бетховена, Шумана с вашим земляком Костей Емельяновым.
…Любопытно, что самое светлое произведение – Вариации на тему рококо – композитор написал в очень непростой период жизни.
На часах – время Чайковского.

Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского
Время Чайковского