НЕ ОТ МИРА СЕГО
Небольшого роста, хрупкая, утонченная, с большими выразительными глазами, актриса аккуратно вписывалась в амплуа травести, хотя ролей такого плана у нее было мало. Я думаю, что ей ближе инженю. В балете Елена со своим амплуа инженю-лирик была бы чудной Жизелью.
Наивный, отчасти простодушный облик, непосредственность, чистота как раз ее содержание. Но при этом ее героини способны на поступок, сильный, решительный шаг, даже на жертвенность. Впрочем, такие девушки и женщины были и есть в ее сценической судьбе. Чего стоит только одна Сонечка Мармеладова в спектакле Владимира Рогульченко «Убивец» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Эта роль, по признанию актрисы, перевернула ее внутренне, изменила общение с окружающим миром, заставила посмотреть именно в себя.
Актриса смогла показать в своей героине кротость и силу одновременно, доброту и чистоту, она играла именно чистоту и веру в человеческую доброту, праведность. Ее Соня не от мира сего. Я до сих пор помню сцену, когда Раскольников припадает к ее ногам, и она, смущенно отворачиваясь, тихим, буквально трепещущим голосом говорит: «Что с вами?» Удивительная пауза повисает в воздухе… После этого, взяв свечу, Соня на коленях страстно читает по его просьбе притчу о воскресении Лазаря. Безусловно, образ героини Достоевского – очень точное попадание актрисы в роль. Но в том спектакле был и замечательный Раскольников – Ярослав Минаев. Их дуэт – одно из самых ярких воспоминаний. «Убивец» вообще относится к тем спектаклям, которые оставили незабываемый след как в душе актрисы, так и в истории театра.
Еще одна роль, которая мне особо запомнилась, – Фиби из спектакля Михаила Бычкова «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера. Младшая сестра главного героя – этакое ангельское создание, мудрое, серьезное, светлое. Она помогает Холдену своей добротой, пониманием ситуации, которая происходит с ним. И эта целомудренность, трогательность передана необычайно тонко. Вообще утонченность, трогательность, беззащитность и в то же время внутренняя сила героинь Елены Дементьевой всегда существовали органично и очень верно.
С долей грусти вспоминаю и спектакль «Голоса Травы» Трумена Капоте режиссера Ольги Глубоковой. Кто бы что ни говорил, а работа, несмотря на все препятствия, чинимые тогда режиссеру, была интересная и нежная. Елене Дементьевой досталась роль немолодой женщины, много пережившей, но опять же сохранившей незамутненность и сострадательность. Ее Долли сама мягкость, несет теплый свет и душевную красоту.
ИДЕАЛ РОМАНТИЗМА
Актриса всегда верно улавливает интонацию своих героинь, видно, что для нее нет проходных ролей, каждый спектакль – немалые душевные затраты и огромная работа. Впрочем, для настоящего, большого актера такое состояние является нормой, а учитывая, что Елена частенько играет сложную биографию или раненую душу, без внутреннего трагизма, душевных изломов это делать сложно. Актрисы с таким нутром, с такой структурой внутреннего мира встречаются не каждый день, притом, насколько мне известно, Елена никогда не будет домогаться славы всяческими путями, это не в ее характере. Такие люди обычно вращаются в иной орбите.
Закончив в свое время Ярославское театральное училище как актриса театра кукол, Елена практически сразу попала в Краснодар, в труппу только что созданного Молодежного театра. И на долгие годы наставником для нее стал главный режиссер Владимир Рогульченко, который во многом и сформировал Дементьеву как актрису. В ней есть именно та редкая лирическая нота, так ценимая еще Александром Блоком в театре. Она умеет держать паузу, в ней удивительно звучит музыка женственности, она умеет играть ангелов. Жаль, что ей мало пришлось играть романтических героинь, а ведь и этот образ близок ее нутру. С детства Елена зачитывалась Александром Грином, а «Алые паруса» просто знает наизусть, Ассоль для нее так и осталась тем идеалом наивности, чистоты и романтизма, которые всегда согревали душу.
Сегодня наша героиня совсем мало занята в репертуаре, что, впрочем, и понятно, так как ее физическая, эмоциональная фактура, ее стиль, ее характер требуют особых ролей. И когда режиссеры проходят мимо такой актрисы, это говорит не в их пользу. Но в любом случае Елена Дементьева принадлежит к когорте актеров, которыми гордится наша театральная культура, ведь индивидуальность и личность на сцене всегда больше, чем просто игра.
Источник - ЮгTimes
Автор - Александр Геннадьев
Фото -Татьяна Васильева, Алексей Суханов, Алексей Лишута
6.06.2019