Спектакль Краснодарского молодежного театра «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро решен, на первый взгляд, очень просто, представляя собой череду номеров. Но этот калейдоскоп, этакий «человеческий» зоопарк рисует занимательную картину характеров и проблем - прежде всего проблем внутренних, психологических. Что-то режиссеру-постановщику Даниилу Безносову удалось на славу, что-то пока не до конца, главное - есть разговор о нас, о наших страхах, причудах, ожиданиях, поисках, надеждах и желаниях.
Местом действия выбран подземный переход - пространство «транзитное», холодное, неуютное, обложенное простеньким кафелем, в общем, помещение, для жилья непригодное (художник-постановщик Настя Васильева). Десять историй, где коровы, бурундуки, мыши, попугаи и прочие исповедуются, делятся сокровенными мыслями, спорят и - протестуют. Наверное, это спектакль-протест, и у каждого он свой, и у каждого своя апелляция, свое несогласие.
Вот Утконос в исполнении Алексея Суханова, актера органичного, умного и глубокого. Его спич об одиночестве и «избранности», то есть непохожести на всех, очень короткий, но сколько горечи, ироничности во всем. Герой выезжает к нам в инвалидной коляске, и даже в пластике, жестах чувствуется раненость души персонажа. У артиста, умеющего искусно сочетать трезвый расчет с нутром, утонченностью, образы всегда выверены и искренни.
Другой монолог, речь Бурундука, также сделан изящно и смешно. Алексей Замко - один из тех, кому, может быть, с небес и не отпущено сверх меры, но его огромная работоспособность, умение совершенствоваться, постоянно находиться в поиске и создавать свой театр - литературный, философский, делают артиста интересным, нетипичным. Его герой вылеплен скрупулезно, дотошно, при этом актер сумел добиться легкости и импровизационного полета. Персонаж Замко потешный, суетливый, претенциозный, нелепый в ощущении своего превосходства и очень хозяйственный. В нем есть что-то даже наше родное, чисто кубанское.
В зверином параде довольно-таки занимательны и выходы Александра Техановича, тоже актера неординарного, внутренне пластичного, от которого я всегда жду, может быть, большего, чем он пока способен дать (но это уже моя нетерпеливость). Всякое его появление более чем интересно, пусть даже в роли глуповатого и несуразного индюка.
Забавный дуэт получился у Алексея Алексеева и Полины Шипулиной. Их два попугая - не обыкновенная семейная чета или просто пара, а знакомые нам самец и самка, представители довольно-таки распространенного человеческого вида. Диалог актеров смешон и построен на пикировке и своеобразном взаимном перетягивании.
В ряду образов спектакля смышленая предусмотрительная мышь Людмилы Дорошевой, постоянно борющаяся с желанием добраться до заветного сыра, заложенного в мышеловку, - просто кладезь комплексов, наступающих друг на друга и вылившихся в целую философскую концепцию. Вообще каждая история, думаю, знакома нам по ситуациям, в которые мы нередко попадаем в жизни, да и когда остаемся наедине с собой, точно зная «свой вес и рост». Любая из них – или наш порок, или комплекс, или тайное желание. И на весь этот эмфатический пейзаж наложены свет безудержного смятения и, увы, состояние нелюбви.
Возможно, отдельные миниатюры еще не до конца сработаны, ощущение сырости остается и от «Теории нитки», и «Бога бабуинов», хотя та же «Летучая мышь» в исполнении Дениса Юрова все же имеет свою тональность. В любом случае в спектакле присутствует эмоциональный рельеф и, исходя из пьесы, все построено на подтекстах, резонах. «Звериные истории» - спектакль об очень личном, интимном, о чем не принято говорить вслух, а если делиться, то лишь с психотерапевтом. Жаль, что мы пока не увидели одиннадцатого сюжета - «Сурка у окна» Ивана Чирова. Зная этого артиста, его внутренние резервы, думаю, это будет не менее замечательная и виртуозная новелла.
Другими словами, человеческие истории не окончены, ждем продолжения.
Александр Геннадьев
Фото Марины Богдан и Дмитрия Глущенко