Top.Mail.Ru
Новости молодежки
Простить нельзя осудить

Простить нельзя осудить

30.04.2018
Впрочем, каждый персонаж в спектакле создается актерами настолько филигранно, отточенно, что к актерской игре нет никаких вопросов — одни восторженные восклицания, в том числе по отношению к заслуженному артисту России Дмитрию Морщакову (Дядюшка), Наталье Денисовой (Варвара Алексеевна), заслуженной артистке Кубани Людмиле Дорошевой и Светлане Кухарь (Марья Павловна, мать Евгения), Анастасии Радул и Евгении Стрельцовой (Лиза, жена Евгения).
ПРЕМЬЕРА «Дьявола» в постановке Дениса Хусниярова в Краснодарском Молодежном театре была широко проанонсирована. И ожидания от нового спектакля были немалые. И хотя большие надежды редко оправдываются, но в данном случае нужно сказать, что Молодежка, как всегда, не подвела своих зрителей, настроенных на серьезную работу, на восприятие и анализ неоднозначного, достаточно сложного материала. Ведь произведения Толстого, может быть, по уровню психологического накала и эмоций и уступают романам Достоевского, но сильнейшее художественное и философское начало в них не может не пленить читателей. Как и завораживает зрителей Молодежного театра инсценировка «Дьявола» в авторстве молодого драматурга Аси Волошиной.

Режиссер-постановщик Денис Хуснияров собрал в Краснодаре замечательную команду, которая работала над «Дьяволом». Это художник-постановщик Эмиль Капелюш, композитор Виталий Истомин, художник по свету Игорь Фомин… И талантливая труппа Молодежки, которой, по всей видимости, любые творческие вызовы по плечу. Спектакль по Толстому, сразу нужно сказать, органично вписывается в репертуар театра, в историю которого действительно вписано немалое количество удачных сценических прочтений известных классиков. Но, пожалуй, по прозе Толстого в Молодежном театре спектаклей еще не было — тем более ценна эта работа. «Дьявол» — вещь автобиографическая, можно даже сказать, выворачивающая на свет Божий некоторые интимные переживания писателя.

Главный герой «Дьявола» Евгений — молодой помещик, поставивший перед собой после смерти своего отца множество благороднейших целей, которые постепенно реализует. Но запутывается, терзается духовно, казалось бы, из-за не стоившей выеденного яйца интриги с простой деревенской бабой. Страсть к ней сначала исподволь, потом полностью так захватывает его, что выход один: л и б о убить предмет страсти, либо самому умереть… Именно эти два финала предлагает Толстой читателям. В спектакле же всё несколько иначе, не столь категорично и однополярно.

Главную роль в спектакле исполняет Алексей Замко. И это одна из самых сильных его работ (по масштабу и значимости ее можно поставить в один ряд с ролью Алексея в моноспектакле «Один день» по рассказу Платонова «Река Потудань»), которую стоит актеру записать себе в актив: насколько убедительно он играет страдающего от раздвоения души, метания между долгом и страстью человека.

В спектакле есть несколько сцен, вызывающих у зрителя, что называется, ощущение мурашек по коже, и дело тут не в мистике, а в некоей выверенной и раскрытой тайне жизни, которая есть у каждого человека. Одна из таких сцен — с Евгением, Данилой и Старухой, то ли кликушествующей, то ли юродивой, то ли блаженной (дух захватывает от работы в этом образе актрисы Юлии Макаровой).

Впрочем, каждый персонаж в спектакле создается актерами настолько филигранно, отточенно, что к актерской игре нет никаких вопросов — одни восторженные восклицания, в том числе по отношению к заслуженному артисту России Дмитрию Морщакову (Дядюшка), Наталье Денисовой (Варвара Алексеевна), заслуженной артистке Кубани Людмиле Дорошевой и Светлане Кухарь (Марья Павловна, мать Евгения), Анастасии Радул и Евгении Стрельцовой (Лиза, жена Евгения).

Кто же дьявол в спектакле? Ведь им не может быть человек. Хотя такие мысли и могут проскользнуть мимолетно. Может, отчасти дьявол действует через Данилу, слугу Евгения (его играет Ян Новиков)? Ведь это именно он свел молодого помещика с женщиной, возбудившей в нем потом неконтролируемую, как он считает, низменную страсть. Возможно, дьявол сидит в Степаниде (ее образ воплощают на сцене Полина Шипулина и Анна Нежута)? Но как мы можем судить об этом? Странно, что в рассуждениях самого Толстого есть такая мысль, что главный герой якобы в Бога не верит, а вот в дьявола приходится… Настолько велик для него соблазн в лице обычной деревенской бабы.

У спектакля открытый финал. Зрителям режиссер дает возможность самим додумать, погибнет душа главного героя или же, возможно, его минет чаша сия… Но имеем ли мы, зрители, моральное право выносить какой-то моральный вердикт главному герою, осуждать его или презирать? Вспоминая евангельскую притчу про того, «кто без греха, пусть первым кинет камень», нельзя не задуматься о том, что плохое и хорошее есть внутри каждого из нас.

Марина ВЛАДИМИРОВА

БЫЛ БЫ ОМУТ, А «ДЬЯВОЛ» БУДЕТ
Молодежный театр КМТО «Премьера» и впечатляющая петербургская постановочная группа: режиссер Денис Хуснияров, сценограф Эмиль Капелюш, композитор Виталий Истомин и художник по свету Игорь Фомин — выпустили заключительную премьеру сезона по повести «Дьявол» Льва Толстого, которой петербургский же драматург Ася Волошина подарила полнокровную плоть пьесы с тихими заводями и чертовски бурными водоворотами.

ТИХИЕ ОМУТЫ
Волошина работала с классикой по заветам Товстоногова — как с современным текстом и пересыпала монотонный ход повести, словно репликами-манками, цитатами из «Евгения Онегина», Ницше и Леонида Андреева. Чего стоит один только вроде бы не самый важный дядюшка (заслуженный артист России Дмитрий Морщаков), что вычитывает в подписных изданиях, будто «русские дети любят сказку о трех братьях Карамазовых», где отца убил «четвертый незаконнорожденный сын» — «сказка учит быть верными и не заводить детей на стороне».

НЕЧЕМ ЧЕРТУ ИГРАТЬ, ТАК УГЛЕМ ДА ПОИГРАЕТ
Сценограф Эмиль Капелюш растянул мир поместья, где Иртенева (Алексей Замко) рвет напополам любовь к крестьянке Степаниде (Полина Шипулина) и супруге Лизе (Анастасия Радул) вдоль жердей и льняных холстов. Над ними плывет, не соприкасаясь с народами песнями, скрябинская по духу музыка Виталия Истомина и чудесные фольклорные танцы Анжелы Сердюковой, слово передающие привет другому спектаклю Молодежки — «Грозе». Впрочем, добрая треть «Дьявола» — это почти хореографическое, сплетающее ритмы взаимодействие артистов.

ЧЕМ ЧЕРТ НЕ ШУТИТ
Режиссер Денис Хуснияров добился от артистов какого-то необыкновенного ансамбля, что звучит странно применительно к ансамблевой Молодежке. В нем истерики Иртенева, светскость его матушки Марьи Павловны (заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева), слащавость дневниковых монологов Лизы, каменная поступь ее родительницы Варвары Алексеевны (Наталья Денисова) на поверку оказываются лишь частью фантасмагории с монотонными интонациями повторения. И да, в нем особое место у многоголосой старухи Евдохи (Юлия Макарова).

ЧЕРТ НЕ ВОЗЬМЕТ, А БОГУ НЕ НАДО
«Дьявол», даже будучи еще не вполне сложившимся спектаклем, удивительным образом полемизирует с поздним и потому строгим к человеческим слабостям Толстым, жалостливо опуская полотно небеленого льна, дымки и контрового света Игоря Фомина над героями после сразу трех финалов. И они накрепко соединены между собой еще недавно казавшимся комически окрашенным приемом, намертво впечатывая в зрителя двенадцать слов финальной реплики: «Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает… А-а-а, так это Лев Толстой».

Анастасия КУРОПАТЧЕНКО

Фото: Юрий КОРЧАГИН




Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
Простить нельзя осудить
BusinessFM
DFM
Звезда