Есть произведения, которые не дают ответа на вопросы, они их ставят. Причем, игра подчас ведётся настолько по крупному, что даже сам автор оказывается поставленным в тупик… Когда читаешь повесть Л.Н. Толстого «Дьявол», понимаешь, что даже гениальность Льва Николаевича не в состоянии помочь автору. А может, в этом и есть сакральный смысл большой литературы: ставить вопросы, но не отвечать на них; искать и, если повезёт, находить?..
Самые тяжелые материалы для театра бывают, как правило, самыми изысканными и вкусными. Будет ли краснодарский Молодежный театр искать ответы или поставит в финале многоточие, мы пока не знаем. Работа над одноимённым спектаклем по повести Л.Н. Толстого только началась.
А пока мы лишь имеем доступ к двум источникам: самой повести Толстого и её сценической версии драматурга Аси Волошиной. Но и тут не всё так просто, поскольку у Толстого есть и второй финал повести, который резко противоречит первому. Происхождение его запутано, как детективный роман…
Толстой со смешанным чувством относился к своему детищу. Двадцать с лишним лет он боролся с этим произведением, и все эти годы, прошедшие со дня быстрого и энергичного его написания, он всё ещё продолжает выяснять с ним отношения. В феврале 1909 года он пишет в своём дневнике: «Просмотрел «Дьявола». Тяжело, неприятно». Есть мнение, что писатель прятал повесть от жены. Складывается впечатление, что подобным образом у автора проявлялся какой-то глубоко запрятанный фрейдистский комплекс.
Чего не хватает герою со знаковым для русской литературы именем Евгений? В душе молодого помещика Иртенева борются любовь и ненависть. Ещё будучи неженатым, он совершает незначительный, на первый взгляд, проступок: ни к чему не обязывающее прелюбодеяние. Но демоническое начало уже заронило в него семена будущей драмы. Перед нами чередой проходят чувства и ощущения Иртенева. Самые разные, подчас постыдные и пошлые, но от этого сверхсильные…
Возможно, Толстому действительно не хватало доктора Фрейда, который спустя 11 лет после написания «Дьявола» выпустит свою первую великую книгу «Введение в психоанализ». Толстой как будто бы чувствует, и даже предчувствует эту новую волну, эти прорывные тенденции ХХ века!
Вряд ли Лев Николаевич осознавал всё это. Толстого волнует другое: бесконечный напряженный диалог с церковью. Почему церковь ставит сумасшедшие условия для существования нормального, хорошего человека? Бедный Евгений! Чрезмерно строгие нравственные императивы не просто мешают жить, они лишают самого права на жизнь, заставляют совершить ещё один, финальный, смертный грех...
И хотя никаких упоминаний о взаимоотношениях героя с церковью в повести нет, начинается она всё же с эпиграфа из текста Евангелия от Матфея, так же, как в «Анне Карениной» или «Крейцеровой сонате». Нам предложено задуматься…
Пьеса Толстого «Власть тьмы» считается классикой натурализма наравне с романами Эмиля Золя. В отличие от критического реализма, где персонаж – субъект, здесь он становится объектом. Он – повод для бесстрастного изучения, человек здесь подобен бактерии, за которой наблюдают под микроскопом. Возможно, повесть «Дьявол» из такого разряда произведений. Не случайно в этот же период Лев Толстой увлекается переводами рассказов Ги де Мопассана, даже подвергает серьёзной переработке его рассказ «Франсуаза», которому присваивает своё имя и новый финал. Но если последний он всё же опубликовал, то с «Дьяволом» вышло иначе. Эта повесть так и не была издана при жизни Толстого.
А хотел ли Толстой нам вообще что-либо сказать этим произведением?
А может, он и не желал, чтобы «Дьявол» вышел из его подчинения и стал всеобщим достоянием?..
Снова загадка, которая только увеличивает привлекательность произведения. Волнует, конечно, и название повести. Оно провокационно даже по нашим временам. Но всю ответственность за происходящее берут на себя постановщики спектакля: режиссёр Денис Хуснияров, художник Эмиль Капелюш, художник по свету Игорь Фомин, композитор Виталий Истомин.
Будем ждать премьеры!
Елена Петрова
Фото с репетиции Марины Богдан