Тут всё подчинено законам театра абсурда. Если вы читаете в афише «Pandы», это совсем не означает, что вы увидите этих милых животных. Просто пьеса Матея Вишнека, румынского писателя, пишущего по-французски, называется «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте».
В краснодарском Молодёжном театре некоторое время назад состоялась необычная премьера с таким названием. Вместе с ней стартовал и новый проект «Вне сцены». Главный режиссёр театра Даниил Безносов решил создать новое пространство, в котором зал находится в непосредственной близости от актёров (ещё более непосредственной, чем обычно в Молодёжном театре). Всё необычайно остро, почти тактильно, в едином биополе. Иногда публике это необходимо – быть максимально погружённой в происходящее. Безносов же в содружестве с художником-постановщиком Настей Васильевой и создал спектакль «Панды», где зрителей почти столько же, сколько и актёров на сцене. 23 января, на последнем спектакле, их собралось аж 11 человек!
Итак, зритель по звуку колокольчика поднимается на второй этаж театрального закулисья. Это уже волнует. Ещё не раз в процессе полуторачасового действия их проведут через портал, и один из них будет тем последним порталом...
Нет, они, конечно, выживут, как раскланяются в финале актёры. Но кому-то всё же придётся покинуть бренный мир… Может, им будет тот самый саксофонист? И кто эта подружка во Франкфурте? Может быть, это… Она?..
Только не надо бояться. Мы приходим в этот мир, чтобы познакомиться со страхом смерти. С этим чувством мы живём, и оно подчас является главным содержанием предмета искусства. Спектакль силен своим финалом, этим волшебным развоплощением, наполненным такими праздничными светлыми эмоциями, что, выходя со спектакля, мы не можем не радоваться.
Жизнь – это утренняя головная боль, это бесконечные поиски себя, попытка вспомнить вчерашний день. Это каждодневный труд.
Пробуждение в постели не сулит ничего хорошего. Так ощущает себя Он (артист Андрей Новопашин) и с трудом пытается понять, кто такая Она (артистка Ульяна Запольских), эта женщина, что лежит рядом с Ним.
А ведь больше никого и ничего отныне в его жизни не будет. Из всей пестроты бытия на первый план выйдут следующие за странным пробуждением 9 дней с этой женщиной, пронзительно тонкой, нервной, нездешней. Мужчина напротив брутален, связан с унылым холостяцким бытом, где допотопный холодильник символизирует заброшенность и неприкаянность. Тут и покидать-то особенно нечего. В разговорах, как кинолента, проходит вся жизнь, или то немногочисленное, что было в ней на самом деле важным.
Оттеняющим моментом становиться группа лиц, что извне пытаются попасть в эту закрытую от всего земного комнату. Они существуют в ином гротесковом жанре. Актёры Александр Теханович, Никита Петров, Евгений Парафилов и другие – толи персонажи комедии, переходящей в фарс, толи группа клоунов – создают обрамление этой необычной истории.
А ещё есть музыка, провоцирующая на раздумья, которая почти без остановки звучит толи в реальности, толи в воображении героя. Может быть, это мелодии иных сфер, или того перехода в ирреальное, которое нам знакомо и при жизни, когда сниться очень глубокий сон? Но как бы то ни было, она важный, отдельный персонаж в данном спектакле.
Матей Вишнек давно занял своё значительное место в нашем сценическом пространстве. Особенно это касается спектаклей экспериментальных. Для проекта «Вне сцены» это первый опыт, оказавшийся вполне успешным.
Интересно, каким будет продолжение?
Елена Петрова
Фото: Марина Богдан, Вера Сердечная