Закончились длинные зимние праздники, а с ними и великолепие новогодних «елок», их обаяние и очарование. Осталось послевкусие. Впечатления разнообразные, но хочется вспоминать лучшее. Тем более, когда есть что вспомнить. «Королевство кривых зеркал» в Музыкальном театре производит впечатление настоящего шоу в духе Бродвея. Это уже не банальная обкомовская елка, что доводилось нам видеть в детстве. Режиссер-постановщик Александр Мацко, он же – автор идеи – взял и возродил к жизни старую сказку Виталия Губарева, запечатленную когда-то в начале 60-х в одноименном фильме великого Александра Роу. Но все вышло по-другому. Материал был сильно модернизирован: классика остается нетленной, сюжет продолжает жить своей жизнью. Другое восприятие жизни, гаджеты в руках ребенка, по-иному воспринимается и борьба добра и зла.
В зазеркалье, куда попадает героиня, все наоборот, имена, поступки, эмоции. Персонажи жгуче роковые, притягивают внимание в первую очередь. Что, в общем-то, естественно. Ослепительный, яркий Нушрок (читайте наоборот) правит бал, подкупая своей брутальностью и энергией. Его с блеском исполняет один из интереснейших артистов сегодняшнего дня Алексей Григорьев. Еще совсем недавно в спектакле «Наш маленький Париж» по роману Виктора Лихоносова он обратил на себя внимание в роли молодого казака Толстопята. Здесь им был продемонстрирован мощный темперамент, объемный и противоречивый характер. И вот почти сразу новая интересная работа.
Особое звучание обрела и детская студия, давно уже существующая при театре. Две девочки Оля и Яло, два антипода, две противоположности рисуют непостоянство характера подростка, его стремление убежать из реального мира. Здесь слишком хлопотливая и заботливая бабушка делает из Оли законченную эгоистку. С этим нужно что-то делать. Это, кажется, понимает и сама девочка. Шаг за зеркальный портал и – «Здравствуй, новая жизнь». Там надо действовать по новым законам. Они трудны, но для кого? Для очень уставшего, выгоревшего на работе взрослого – да, но не для подростка. Ему только дай возможность совершить поступок.
Надо отдать должное и художникам спектакля: автор сценографии – Татьяна Баранова и художник по костюмам – Анна Федина. Все они вместе с режиссером создали подлинную феерию, с привлечением всех современных технических возможностей. Александру Мацко уже не привыкать ставить масштабные многоплановые действия. Вспомним хотя бы грандиозную лайт-оперу «Гоголь. Чичиков. Души». Сегодня к постановке для взрослых добавилась и сказка для детей, которой, будем надеяться, предстоит яркая и долгая творческая жизнь.
Новогодние впечатления бывают и другими. «Деревянная история» в Молодежном театре не случайно называется елкой семейной. Здесь атмосфера уюта и домашности царит во всем. Приходят сюда не столько за впечатлениями, сколько за настроением. Уже несколько лет сюжеты здесь пишет и ставит сказки актриса театра Юлия Макарова. И надо сказать, что сказки удаются. Умение существовать в жанре, этнографическая проработка всегда работают на смысл. Драматург-актер имеет еще то преимущество, что всегда имеет в виду артиста. Вот и в этот раз здесь были созданы яркие образы, разнообразные, объемные, противоречивые. Яблоня Натальи Денисовой полна жизненной энергии и альтруизма. Она по-матерински хочет всех-всех накормить своими плодами. А вот Каштан Ивана Чирова, напротив, демонстрирует эгоизм и амбициозность, но при этом он не теряет обаяния, я бы даже сказала, шарма. А еще есть Дуб, Береза, Калина и другие деревья. Кто-то смешон, кто-то забавен.
И на этом фоне совершеннейшими очаровашками смотрятся Злыдни. Их статус, кажется, определен поименно. Но, как водится в сказке, не все так просто. Эта группа джазовых музыкантов во главе с ударником заслуженным артистом России Дмитрием Морщаковым вносят сумятицу в русскую сказку. Это и становится причиной внутреннего конфликта. Конечно, аплодисментов заслуживает финал, где Злыдни, наконец, нашли в сюжете свое место, сев за инструменты и урезав джаз.
Редко мне доводилось видеть достойное действо на экологическую тему. Здесь можно сказать и она присутствует. Ну, не надо рубить огульно деревья. Главный герой – Тепа-Недотепа вырубает ближайший лесок, что для русского сельского человека приравнивается к преступлению в мистическом, эзотерическом смысле слова. И приходится молодому дуралею исправлять ситуацию. И мы видим, что мысль о нашей природной рачительности при всей своей простоте не так проста, как кажется. Попробуй внятно донеси ее до сознания ребенка. В данном случае все это получается без дидактики, но зрелищно и остроумно. Жалко, что сказка живет только в новогоднюю кампанию. Мне кажется, что ее существование в репертуаре театра было бы не лишним и по окончанию таковой, как это произойдет со спектаклем «Королевство кривых зеркал», следующие представления которого намечены на март. Пригодились этот и другие сюжеты драматурга Юлии Макаровой и в иных театрах. Сколько народных коллективов по краю мучаются без талантливых и простых текстов, создавая что-то свое, мало потребное. Такое мне доводилось видеть не раз. Ну не на Шекспира же, в самом деле, им замахиваться? К сожалению, к литературе, драматургии у нас на Кубани отношение плохое, а точнее, никакое. Могли бы и отдельным тиражом издать эти сказки, и нашлось бы для них, я в этом уверена, куда более широкое применение.
А были еще в «Деревянной истории» и веселые игры вокруг елки, где каждый ребенок смог проявить свои таланты и энтузиазм. Трогательным был и финал, где все закончилось добрым русским чаепитием. На новогодние сказки в Молодежный театр давно и привычно стремятся те, кто побывал здесь хоть раз. В «Премьере», таким образом, много удовольствий на разный вкус и запрос. Как всегда с успехом прошли «Новогодние фантазии» во Дворце искусств. «Книга желаний» переворачивала страницу за страницей. Здесь тоже было волшебное зеркало, через которое кукольные персонажи устремились в параллельный мир фей, чудовищ, волшебных персонажей и ситуаций. Фантазии отсылали нас к сюжетам Гофмана, где много романтизма и мистификаций.
Не все сказки мне удалось просмотреть в этот год. Наверняка здесь были и огрехи. Но общая тенденция ясна. На сказки нынче стало модно тратиться и делать это и вдумчиво и с размахом.
Елена Петрова
Фото к спектаклю «Деревянная история» Марины Богдан.