Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?

Новости молодежки
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?

Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?

06.09.2021
Речевые тренинги актрисы театра и кино, режиссёра, доцента кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина, педагога по сценической речи Театра им. Е. Вахтангова Елены Ласкавой в театральной (и не только) среде очень востребованы. Многие артисты Молодёжки с Еленой Валентиновной уже знакомы: кто-то занимался с педагогом на театральных семинарах, другие брали уроки онлайн в её авторской «Школе речи и ораторского искусства #1».
Для всех участников тренинга во Дворце искусств «Премьера», включая тех, кто пришёл просто посмотреть, уроки мастера оказались очень полезными. «Речь важный ресурс, а мы её юзаем», - Елена Валентиновна не любит англицизмов. Они лишены образного шлейфа, который так важен в актёрской работе. Свои речевые тренинги она называет подробными. Очень подробными…

Это только кажется, что звук формируется во рту. Если использовать в работе только голосовые связки, то они непременно дадут сбой. «Правильный» звук театральной речи рождается от стоп. Поэтому важно раскрепостить тело, чтобы рождённый в глубине актёрского «я» звук проснулся, осознал себя, расправил крылышки и полетел…

Артисты послушно работали над собой: выращивали в себе «талантливый тростник», выбивали стресс пятками, колыхались водорослями в морской воде, гудели, как рой басовых пчёл. Не обошлось без «классики жанра» педагога по речи – скороговорок. Вот здесь-то и пригодились винные пробки, принесённые на урок запасливыми артистами!

В перерыве между занятиями Елена Ласкавая ответила на несколько вопросов.

- В комедии Бернарда Шоу «Пигмалион» цветочница благодаря занятиям по культуре речи стала сенсацией. Что сегодня о человеке может сказать его речь?

- Генри Хиггинс, профессор фонетики, из дикарки Элизы Дулиттл, своей Галатеи, вылепил личность. То же самое происходит и сейчас. Речь есть проявление личности. И если мы видим, что человек осознанно развивает речевые навыки, то непременно это приводит к выраженному личностному росту.

- Вы много ездите по России. Проблемы с речью у всех актёров одинаковы или есть поправки на местность?

- Поправки на местность есть всегда. Северяне более собраны в речи, сибиряки серьёзные ребята. Южане открыты, легки, любят пошутить, немного безалаберны. И, конечно, в каждом регионе свой диалект, поэтому задачи общие, а пути их решения немного отличаются.

- А надо ли приводить всех к единому знаменателю?

- Если речь идёт о театре, то да. Артисты являются носителями определённой культуры. И если у артиста выраженный диалект, то он уже не может играть классику.

- Есть ли определённые речевые маркеры, которые говорят о времени, в котором мы живём?

- Есть. За то время, которое я преподаю, я вижу, как изменился язык. Люди реже пользуются красивыми эпитетами, меньше стало метафор. Мы заменяем наши красивые, полнозвучные, длинные слова на короткие и простые англицизмы. Сейчас люди стараются упростить язык, свести его только к утилитарной функции. Вместе с этим уходит образное мышление. А это подрывает основы театра. Я не ханжа, язык – живой организм. Но разрушается наша русская ментальность. Я с этим борюсь.

- Есть ли зафиксированные нормы произношения?

- Да. Орфоэпический словарь. А нормативным диалектом считается московский.

- А существует ли звучащий эквивалент словаря?

- Я советую своим студентам слушать записи наших великих актёров. Есть записи великого мастера слова Дмитрия Николаевича Журавлёва, недавно ушедшего Василия Семёновича Ланового.

- Мы сегодня вынесли много полезного. Например, как быстро уметь перезагружаться, искать в себе точку тишины, избавляться от лишнего информационного шума. Что вы можете пожелать нам напоследок?

- Я люблю притчу. Живите как пчёлы: летайте с цветка на цветок, собирайте нектар, делитесь мёдом. И не живите как мухи.
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?
Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?