Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Золотое правило Галатеи, или Зачем артисту винные пробки?

06.09.2021 года

Речевые тренинги актрисы театра и кино, режиссёра, доцента кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина, педагога по сценической речи Театра им. Е. Вахтангова Елены Ласкавой в театральной (и не только) среде очень востребованы. Многие артисты Молодёжки с Еленой Валентиновной уже знакомы: кто-то занимался с педагогом на театральных семинарах, другие брали уроки онлайн в её авторской «Школе речи и ораторского искусства #1».
Для всех участников тренинга во Дворце искусств «Премьера», включая тех, кто пришёл просто посмотреть, уроки мастера оказались очень полезными. «Речь важный ресурс, а мы её юзаем», - Елена Валентиновна не любит англицизмов. Они лишены образного шлейфа, который так важен в актёрской работе. Свои речевые тренинги она называет подробными. Очень подробными…

Это только кажется, что звук формируется во рту. Если использовать в работе только голосовые связки, то они непременно дадут сбой. «Правильный» звук театральной речи рождается от стоп. Поэтому важно раскрепостить тело, чтобы рождённый в глубине актёрского «я» звук проснулся, осознал себя, расправил крылышки и полетел…

Артисты послушно работали над собой: выращивали в себе «талантливый тростник», выбивали стресс пятками, колыхались водорослями в морской воде, гудели, как рой басовых пчёл. Не обошлось без «классики жанра» педагога по речи – скороговорок. Вот здесь-то и пригодились винные пробки, принесённые на урок запасливыми артистами!

В перерыве между занятиями Елена Ласкавая ответила на несколько вопросов.

- В комедии Бернарда Шоу «Пигмалион» цветочница благодаря занятиям по культуре речи стала сенсацией. Что сегодня о человеке может сказать его речь?

- Генри Хиггинс, профессор фонетики, из дикарки Элизы Дулиттл, своей Галатеи, вылепил личность. То же самое происходит и сейчас. Речь есть проявление личности. И если мы видим, что человек осознанно развивает речевые навыки, то непременно это приводит к выраженному личностному росту.

- Вы много ездите по России. Проблемы с речью у всех актёров одинаковы или есть поправки на местность?

- Поправки на местность есть всегда. Северяне более собраны в речи, сибиряки серьёзные ребята. Южане открыты, легки, любят пошутить, немного безалаберны. И, конечно, в каждом регионе свой диалект, поэтому задачи общие, а пути их решения немного отличаются.

- А надо ли приводить всех к единому знаменателю?

- Если речь идёт о театре, то да. Артисты являются носителями определённой культуры. И если у артиста выраженный диалект, то он уже не может играть классику.

- Есть ли определённые речевые маркеры, которые говорят о времени, в котором мы живём?

- Есть. За то время, которое я преподаю, я вижу, как изменился язык. Люди реже пользуются красивыми эпитетами, меньше стало метафор. Мы заменяем наши красивые, полнозвучные, длинные слова на короткие и простые англицизмы. Сейчас люди стараются упростить язык, свести его только к утилитарной функции. Вместе с этим уходит образное мышление. А это подрывает основы театра. Я не ханжа, язык – живой организм. Но разрушается наша русская ментальность. Я с этим борюсь.

- Есть ли зафиксированные нормы произношения?

- Да. Орфоэпический словарь. А нормативным диалектом считается московский.

- А существует ли звучащий эквивалент словаря?

- Я советую своим студентам слушать записи наших великих актёров. Есть записи великого мастера слова Дмитрия Николаевича Журавлёва, недавно ушедшего Василия Семёновича Ланового.

- Мы сегодня вынесли много полезного. Например, как быстро уметь перезагружаться, искать в себе точку тишины, избавляться от лишнего информационного шума. Что вы можете пожелать нам напоследок?

- Я люблю притчу. Живите как пчёлы: летайте с цветка на цветок, собирайте нектар, делитесь мёдом. И не живите как мухи.

^ Наверх