Top.Mail.Ru
Новости дворца искусств
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»

Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»

21.12.2017
Генеральный директор Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» - не имеющего в России аналогов артистического концерна: четыре театрально-концертных площадки, четыре театра, два оркестра, ансамбль русской песни и орган - в интервью «КС» подводит итоги года

Еще один прекрасный год

- Тина Юрьевна, каким был уходящий 2017-й для «Премьеры»?

- Хорошим. Нам не стыдно перед памятью нашего основателя, народного артиста России Леонарда Гатова (1937-2007) - мы выполняем его наказ: сохранить все, что есть в «Премьере». За 25 лет мы стали явлением в культурной жизни города и края: не только сберегли созданное Леонардом Григорьевичем, но и нарастили потенциал и показываем очень достойные показатели - и творческие, и финансовые.

Меня очень радует муниципальный концертный зал, поскольку он настолько наполнен новыми событиями и новой публикой, что билеты - на тот же новый детский проект «Поздравляем! У вас будет талантливый ребенок» - раскупаются задолго до их начала. Работу с детьми ведут все учреждения культуры, но только в МКЗ классическая музыка адаптирована для восприятия совсем малышами. Или проект «Сказки с оркестром», выросший из разовой работы Кубанского симфонического оркестра и актеров Молодежного театра. Соединение прекрасной музыки и литературы настолько воодушевляет, что слезы - не редкость: когда Никита Петров дочитал «Диких лебедей» Г. Х. Андерсена, мальчишечка, что боялся идти в зал, расплакался.

Главный дирижер Кубанского симфонического оркестра Денис Ивенский создал просветительский цикл «Русские классики», позволяющий понять, как развивалась русская школа музыки: он выбирает очень интересные темы, знаковые произведения, прекрасным рассказчиком выступает телеведущая Екатерина Славянская. Полные залы собирал ХХIII Международный фестиваль органной музыки - наверное, единственный на юге России, проводимый без привлечения бюджетных средств: «Премьера» достаточно окупаема, что может позволить себе разнообразить афишу интересными иностранными музыкантами. Директор МКЗ Мария Тернавская дружна с Верой Гориславовной Таривердиевой, арт-директором Х Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева в Калининграде: обладатель его премии американец Тайлер Боэмер выступал у нас.

- Со времен Леонарда Гатова «Премьера» - это беспрецедентные по масштабу спектакли-концерты ко Дню Победы и Дню города Краснодара, другие большие проекты. Насколько эта грань объединения сегодня востребована?

- Расскажу один случай. В этом году программу ко Дню города мы готовили совместно со сценографами Кремлевского дворца: сцену и оборудование на Театральной площади монтировали по ночам, чтобы не затруднять проезд. Сентябрь, много публики гуляет, хотя поздний вечер. Подходит молодой мужчина: «Я в Краснодаре проездом, жду поезд и вот гуляю. Скажите, а что здесь происходит?». Мы ему объясняем, что будет празднование Дня города - и он с таким сожалением говорит: «Как здорово. У нас в городе даже близко ничего похожего нет».

Знаете, кто-то наслаждается высочайшей исполнительской культурой Кубанского казачьего хора, кому-то близко творчество филармонии им. Г. Пономаренко, кто-то не представляет свою жизнь без Музыкального или театра драмы им. М. Горького, а есть люди, которые спорят о любой премьере до хрипоты. Я же всегда думаю: как хорошо, что нам есть, о чем спорить, потому что в Краснодаре предоставлена широчайшая палитра профессионального искусства высокого художественного уровня. Творческий продукт, который создает вся «Премьера», достойный и высокого качества - и мы поднимаем планку все выше и выше, ориентируясь на те большие театры, что сохраняют мировое наследие.

- Финал года невозможно представить без «Новогодней фантазии» и сказок на других площадках «Премьеры». Как проходит новогодняя кампания?

- Удачно. Она дает нам финансовую поддержку, поскольку доходы от нее мы вкладываем в свое развитие, что позволило, например, обновить световое оборудование в муниципальном концертном зале: надеюсь, новшество оценит пришедшая на новогодние концерты публика. Во Дворце искусств в этом году идет «Новогодняя фантазия-24» - красивая сказка «Книга желаний»: к этому проекту, в который еще Леонард Григорьевич вложил много души, мы всегда относимся серьезно - он дарит маленьким зрителям волшебство, а потому обязан быть добрым, музыкальным, незабываемым. В будущем году «Новогодней фантазии» исполнится четверть века: к юбилею выпустим издание, в которое войдут воспоминания всех тех, кто в разные годы имел отношение к спектаклю.

…Еще не будучи сотрудником «Премьеры», я познакомилась с ней, когда привела трехлетнего сына на «елку» во Дворец искусств, потому что жила по соседству и по «сарафанному радио» узнала о «Новогодней фантазии». Тогда пропала последняя секундочка и не мог наступить Новый год - и мы всем залом искали ее. Сегодня зрители первых «Новогодних фантазий» приходят к нам со своими детьми, а их родители - с внуками: они взрослели вместе с «Премьерой», где за эти годы вырос свой новый постановщик - режиссер нынешней «Новогодней фантазии» Жанна Пономарева. Другой предмет нашей особой гордости в этом спектакле - его оформление: и забавные маски, и красивые декорации сделаны в наших мастерских нашими художниками - мы владеем не только мультимедийными технологиями, но и техниками традиционной театральной декорации с ее росписями и аппликациями, накопленной долгим путем обучения и практики.

В Новом театре кукол по просьбам зрителей мы поставили в афишу несколько дополнительных представлений «Щелкунчика» Т. Э. Гофмана, на «Семейную елку» в Молодежном театре все билеты были выкуплены за три дня! А ведь когда-то она начиналась с маленького-маленького проекта, предложенного Татьяной Михайловной Гатовой: в двух комнатках дома Фотиади мы придумали камерную «елочку», где детвора пела и лепила новогодние пряники. С годами «Семейная елка» выросла из камерных посиделок в настоящее представление, каждый год новое: его автор Юлия Макарова придумывает необычные сюжеты с интерактивом, авторскими песнями.

Театрально-фестивальное дело

- Одна из сенсаций нынешнего года - семь номинаций «Грозы» Молодежного театра в лонглисте Национальной театральной премии «Золотая маска»: больше только у театра им. Евг. Вахтангова или Театра наций…

- Конечно, мы пребываем в состоянии приятного удивления, потому что осознаем, что вошли в театральную элиту. Сказать, что у нас кружится голова? Нет. Два года назад на «Золотую маску» была выдвинута light-опера «Гоголь. Чичиков. Души» главного режиссера Музыкального театра Александра Мацко - и мы очень радовались за коллег, за «Премьеру», за наш город, за наш край… Показ Молодежки будет 10-11 марта в центре им. Вс. Мейерхольда: ребята из технической службы уже посмотрели, сможем ли мы там разместить бассейн с водой. Конечно, очень волнуемся: для нас «Золотая маска» - это первый выход в большой свет, но, надеемся, не последний.

К такому результату Молодежка и «Премьера» шли долго, трудно, методично: пытаясь понять, какая литература и какой театр сейчас востребованы зрителем, выслушав мнение не одного критика... Все мы еще в школе читали «Грозу», ее ставили десятки режиссеров, а Даниил Безносов увидел в том же Кулигине - сыгравший его Дмитрий Николаевич Морщаков номинирован на «Золотую маску» за «Лучшую роль второго плана» - не проходного персонажа, а совесть общества.

- У других коллективов «Премьеры» есть фестивальные планы?

- Мне очень хочется, чтобы Кубанский симфонический оркестр побывал на каком-нибудь музыкальном форуме, но мы осознаем, насколько это ответственно - и пока готовимся.

- Не могу не спросить о Новом театре кукол, который на будущий год отметит 25-летие: насколько сложно ему без творческого лидера?

- Процветание театра определяет человек во главе него, который генерирует идеи развития на годы вперед. В Молодежном театре - устоявшаяся команда, уровень и заложенную учителем культуру в Кубанском симфоническом оркестре поддерживает ученик Владимира Александровича Понькина Денис Ивенский, но в Новом театре кукол, к сожалению, иная ситуация.

Но мы заполняем эту паузу: у театра складываются великолепные отношения с Вадимом Александровичем Домбровским не только как с режиссером, но и как с одним из мощнейших действующих педагогов - доцентом кафедры мастерства актера театра кукол Ярославского государственного театрального института. Он регулярно приезжает вместе с педагогами по сценической речи и движению и проводит с артистами недельный цикл занятий. Эта система работает в отношении всех наших коллективов: для того же Музыкального шоу-театра «Премьера» хореограф Иван Фадеев во время работы над перфомансом «Страсти по Бродвею» приглашал педагогов других школ.

Вырастить «33 богатырей»

- Мастер-классы педагогов, десятки премьер, приглашенные музыканты и режиссеры, масштабные проекты - все это требует немалых средств. Ни одно учреждение культуры сегодня не выживет без поддержки государства или меценатов…

- Подвижников, которые содержат театры и оркестры, в нашей стране единицы, а что касается западного опыта, то мы изучали, например, как работает Бостонский симфонический оркестр в США - да, меценаты финансируют его, но имеют право диктовать репертуар. Нам же городские власти дают где и на какие средства творить, мы ощущаем их колоссальную поддержку - и хотим быть надежными партнерами администрации Краснодара в тех задачах, которые она ставит перед собой.

У нас большая «семья» коллективов, где в разное время больше внимания уделяется разным «детям». Мы много вкладывали в Молодежный театр, где у нас намечается интересная постановка с точки зрения литературного материала - над ней будет работать санкт-петербургская команда во главе с известным театральным художником Эмилем Борисовичем Капелюшем. Шоу-театр тоже будет сотрудничать с новыми авторами… Мы хотим использовать фойе Молодежки и МКЗ, где уже идут художественные выставки, как арт-пространства и проводить там вернисажи современного искусства. Продолжаем обновлять инструменты в Кубанском симфоническом оркестре - из северной столицы едет новая концертная арфа. Сейчас закупаем дорогостоящие качественные ткани, чтобы обновить одежду сцены - кулисы и занавес - во Дворце искусств.

- Давайте заглянем за кулисы «Премьеры»: что там происходило в уходящем году?

- Невидимая зрителю большая работа большой, надежной и профессиональной команды, где каждый - от моих заместителей до рабочего сцены - знает, что должен делать и согласовывает только ключевые решения. В этом году мы обкатали электронную продажу билетов, поэтому большая доля продаж сейчас идет через интернет. Появился новый отдел - по работе со зрителем и маркетингу. Обновился отдел по работе с сайтом: сегодня у нас до 600 уникальных посетителей в сутки, мы анонсируем и освещаем все наши мероприятия, а их в «Премьере» - больше тысячи в год.

Успех - дело коллективное, и ценность любой организации - в работающих в ней людях: кадры - моя гордость, капитал и золотой запас, каждому я готова поклонится за труд и преданность делу. В «Премьере» есть люди, которые работают с первого ее дня: директор шоу-театра Галина Владимировна Аленина выросла в масштабного руководителя, «хозяюшка» Дворца искусств Ирина Федоровна Лобанова, хореограф Валентина Анатольевна Скобликова живет на работе. Они передают устои «Премьеры» и тот самый гатовский дух неуспокоенности, недовольства собой тем молодым руководителям, кто служит относительно недавно. И потому каждый считает не обязанностью, а чем-то само собой разумеющимся работу в новогоднюю ночь: как это мы будем встречать праздник не дома, а на Театральной площади с «Премьерой», песнями и салютом?

Я дважды в год обязательно езжу на курсы повышения квалификации по разным направлениям управления организацией: обновление знаний - залог успеха в любой профессии. Все, кто сейчас стоит во главе наших площадок, пришли в «Премьеру» в возрасте до 30 лет и с хорошим, но непрофильным образованием: они постигают управленческие нюансы в процессе работы, набивают шишки и разбивают носы, но становятся «премьеровцами». Директор Нового театра кукол Алексей Кунченко - юрист, директор Молодежного театра Николай Табашников окончил факультет управления КубГУ, директор МКЗ Мария Тернавская - Ростовскую консерваторию им. С. Рахманинова. Поэтому сейчас в Высшей школе деятелей сценического искусства Геннадия Дадамяна, где уже отучились Коля и главный художник Молодежки Настя Васильева, учится Алексей, а следующей будет учиться Маша. Вот так мы растим наших «33 богатырей», чтобы быть уверенными: будущее «Премьеры» - в них.

- Такова формула успеха «Премьеры»?

- Только часть. Так все, кто служит в «Премьере», выбрали свой путь, знаем свои недостатки и знаем, к чему стремиться, а дальше уже ищем пути достижению цели. Наша задача - всегда сохранять ту планку, ниже которой ты самому себе не позволишь опуститься, чтобы и дальше удивлять публику мастерством. Мы сами себе самые жесткие

критики: всегда видим, где недоработали и требуем друг от друга большего. Мы никогда не скажем себе: «а, итак пойдет». Именно поэтому в кассах «Премьеры» объявление: «Все билеты проданы» не редкость.

Такой подход заложен Леонардом Григорьевичем Гатовым: что ему стоило 25 лет назад привезти в Краснодар титана танца Юрия Григоровича и соответствовать его требованиям к артистам, сцене, педагогам, декорациям? Этим летом мне посчастливилось много общаться с Юрием Николаевичем - поскольку мы с ним не связаны непосредственной работой, то могли себе позволить вечерние беседы. Достигший в своей профессии абсолютной вершины, Юрий Николаевич говорит о себе: «Да, я - крепкий профессионал». Удивительная скромность, помноженная на труд и талант, и есть гениальность - и я своим ребятам повторяю: «Сравнивайте себя с Григоровичем и не болейте звездной болезнью».

Декабрьская афиша

«Новогодняя фантазия-24» - «Книга желаний», 21 декабря - 7 января, Дворец искусств «Премьера» (ул. Стасова, 175).

Игрушки отправились на поиски Книги желаний. Но у них есть коварные соперники, и они тоже хотят, чтобы их заветное желание исполнилось… Красочная и трогательная история поставлена режиссером Жанной Пономаревой и хореографами - заслуженной артисткой Кубани Валентиной Скобликовой и Александром Драчковым. В сказке заняты артисты Молодежного театра, Дворца искусств и балета Музыкального шоу-театра «Премьера».

Новогодний концерт «Премьер-оркестра», 24 декабря в 19.00, муниципальный концертный зал (ул. Красная, 122).

Проводить старый год музыкой Л. Ардити, А. Вивальди, М. Равеля и А. Пьяцоллы в компании с камерным струнным «Премьер-оркестром» приглашают его дирижер Даниил Червяков и солисты: Самвэл Айрапетян (скрипка), Маргарита Киракосова (скрипка), Марина Сташкевич (сопрано) и Александр Рыбальский (альт-саксофон).

«Новый год с Кубанским симфоническим оркестром», 28 и 29 декабря в 19.00, муниципальный концертный зал.

Поклонники Кубанского симфонического оркестра знают: накануне праздника их ждет встреча с любимым коллективом под управлением Дениса Ивенского - яркая и веселая программа, розыгрыши, шутки и праздничная атмосфера.

Праздничная программа «Дар четырех стихий», 28 декабря в 19.00, Дворец искусств «Премьера» (ул. Стасова, 175).

Четыре стихии, собравшись вечером под Новый год, решили создать высшее существо - Любовь. Каким окажется этот дар? Об этом режиссер Жанна Пономарева, балетмейстер Александр Драчков и артисты «Премьеры» предлагают судить зрителям.

Новогодняя ночь на Театральной площади, 31 декабря с 22.30.

Главными героями действа, по словам его режиссера Жанны Пономаревой, станут четыре стихии, а все остальное - пока секрет. На сцену с новыми номерами выйдут Музыкальный шоу-театр «Премьера», Русский вокально-хореографический ансамбль «Родник» и артисты Молодежного театра в качестве ведущих.

21.12.2017 

Стася Курочкина

Фото Елены Самородней и Дарьяны Востриковой

Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
Тина Лысова: «Успех «Премьеры» - дело коллективное»
BusinessFM
DFM
Звезда