Top.Mail.Ru
Новости дворца искусств
Мечтают ли Иваны об электро-Ульянах: «Свет-Луна» в Краснодаре

Мечтают ли Иваны об электро-Ульянах: «Свет-Луна» в Краснодаре

30.10.2017
В основе сюжета – древняя схема, которую лучше всех записал Пропп: сюжет волшебной сказки, всегда узнаваемой, но часто удивляющей новизной и свежестью – как только мы выходим за пределы знакомых с детства текстов

Год назад Даниил Безносов поставил в Краснодаре сказку «Свет-Луна» по тексту Виталия Руснака. В основе сюжета – древняя схема, которую лучше всех записал Пропп: сюжет волшебной сказки, всегда узнаваемой, но часто удивляющей новизной и свежестью – как только мы выходим за пределы знакомых с детства текстов.



Играют эту сказку артисты Молодежного театра на сцене Дворца искусств, что на Стасова. Большая сцена дает возможность масштабных спецэффектов, игры со светом и звуком.

В глубине сцены – видеопроекция: теплое, прозрачное небо с полной луной. На сцене две деревянных «избушки», да колодец: воссоздается пространство мирной сказочной Руси, когда и цари, и их подданные ходили в простых вышитых рубахах, а купеческие дочери не слишком отличаюсь от крестьянок (художник – Настя Васильева).



Начало сказки - вполне традиционное: царь-отец Кузьма Иванович повелевает сыновьям себе жен искать. Классическим сказочным способом – пустив по стреле. Анатолий Дробязко играет царя органично, уютно. Его сыновья, как и положено: двое силачей (Александр Киселев и Андрей Новопашин), а третий… – Иван (Евгений Парафилов). Режиссер придумывает для привычного сказочного зачина множество комичных находок: уютные рассказчицы – кажется, курочки (Олеся Никифорова и Елена Есипова); царевичи запиливают рок-н-ролл на тетиве, и так далее.

Актеры Молодежки демонстрируют хорошую командную работу. В зачине – забавный парный номер двух Маш (Полины Шипулиной и Инги Аничкиной) по добыванию заветной женильной стрелы. Хорошо сделаны массовые сцены: по-настоящему жутковатый и живой волшебный лес, в схватке с которым герой становится почти Лаокооном. А как зажигает ВИА «Царев и сыновья», с их «греблелайкой» (грабли-балалайка)!..

Неожиданным сюжетным поворотом становится то, что вместо лягушки стрелу Ивана ловит… старушка, Марья Ивановна (Татьяна Степаненко). Царевич проявляет себя как настоящий герой: устоял перед искушением прогнать бабушку, принимая свою судьбу. Тем более что в ночи Марья Ивановна оказалась красавицей (Ульяной Запольских)!..



Дальше все по Проппу: запрет и его нарушение, поиски любимой, волшебные помощники, «монстр уровня» - злой дух шаманского вида (Никита Петров)…

Принципиально важным мне кажется испытание, которое в итоге предстоит герою. Это не битва, не состязание: это три года кропотливой и бессмысленной, по большому счету, работы. Здесь автор текста и режиссер предельно современны в рамках сказочной матрицы. Человеку сегодня нужно, прежде всего, сражаться не с «монстрами уровня», а с самим собой, зачастую выполняя не слишком интересную работу, вкладывать силы в будущее и терпеть утомительно-рабочее настоящее… Даниил Безносов создал универсальную метафору любой бессмысленной, на первый взгляд, работы: качать ведро - похуже офисного рабства. Правда, со временем количество переходит в качество, и именно дурацкое вынянченное ведро дает герою силы для последнего боя! И это тоже – точная метафора.



И во время этого бдения, рабочего поста Ивану доступны лишь две опции развлечения: пляшущие девки и старички-сказочники. Правда, выясняется, что каждый из «коллективов» - с очень ограниченным репертуаром, и больше ничего они не умеют: ни общаться, ни менять маршрут, ни-че-го. Это своего рода андроиды: царевич отделяет одну из девиц от других и проделывает с ней опыты: а как она будет танцевать, если она стоит лицом к избушке? А к залу? А лежа на спине? Ошалев от одиночества и скуки, Ваня пытается «разговорить» механическую сказочную Ульяну. Но она здесь – только функция, и не может сделать ничего, кроме как в сотый раз станцевать «ковырялочку» и спеть «Пчелочку златую». Этот морок одиночества при изобилии развлечений – тоже очень современная штука, трогательная и актуальная.

Несмотря на финансовую выгодность большого зала и адекватность постановки этому пространству, – надо признаться, что любой спектакль страдает от «целевого» школьного показа на младшие классы. Впрочем, артисты справлялись: минут через 15 школьники уже почти перестали разговаривать в голос и только сосали чупа-чупсы )))



PS Дорогие родители, ходите в театр с детьми ) Поверьте, поход в театр классом - это весело, это про коллектив, но это не про театр.

Источник - Live Journal
Автор - Вера Сердечная
30.10.2017 год

BusinessFM
DFM
Звезда