– Когда симфонист и балетмейстер смотрят фильм, на что обращают внимание?
Александр Мацко: Я очень люблю синтетическое искусство, и кино считаю максимально синтетическим: это и музыка, и актерские работы, и режиссерские находки, и спецэффекты. Всякий раз, когда смотрю какой-либо фильм, я от него что-нибудь получаю, чем-нибудь вдохновлюсь – и очень часто это музыка. Потому что для саундтреков сегодня пишут очень сложную музыку: самодостаточную, не фоновую, полную драматургии. Когда я слышу её, сразу мысленно «раскладываю» на драматургию и танец.
Денис Ивенский: Я иногда Сашу спрашиваю: как ты как расслабляешься? Он говорит: смотрю кино. Я – другая история: не могу сказать, что я киноман. Но какой-то фильм, который мне нравится, могу тысячу раз пересмотреть. Конечно, обращаю внимание на музыку, а в российских фильмах и голливудских блокбастерах звучит очень много классики, симфоническую музыку для саундтреков пишут гениальные композиторы: от Олега Каравайчука до Ханса Циммера, Алана Менкена и Джона Уильямса.
– Сами бы снялись в кино?
А. М.: У меня был опыт работы в кино: я ставил танец на Евгения Миронова и Дарью Мороз для телефильма «Достоевский» Владимира Хотиненко. Долго репетировали, оттачивали все, и я очень расстроился, потому что в итоге осталось лишь несколько секунд. Это было очень давно, лет двенадцать назад … Что касается ролей, хочется думать, что у меня все впереди.
Хотя мне кажется, что сегодня кинопроизводство – это больше конвейер, где особо нет места чувствам, теплоте, душевности. Думаю, когда свои фильмы снимали Сергей Бондарчук или Никита Михалков, на площадке царила другая атмосфера – там было служение искусству. Сейчас, разговаривая с артистами, я понимаю, что это лишь работа, а мне важен момент творчества.
Д.И.: Я бы предпочел записать музыку.
– Как родилась идея соединить в одном проекте музыку из фильмов в исполнении симфонического оркестра и танец?
Д. И.: Изначально я задумался о концертном исполнении симфонической музыки из саундтреков и даже до пандемии нашел и аранжировал какое-то количество партитур. За время карантина и в течение полугода после, пока не было возможности играть на слушателя, в моей нотной библиотеке появились партитуры из Бондианы, «Пиратов Карибского моря», «Списка Шиндлера», «Форреста Гампа», «Супермена», «Алладина», «Титаника», «Гладиатора», «Один дома», «Кинг Конга», «Красавицы и чудовища» и еще десятка фильмов. Идею такой программы мы обсудили с Сашей – и он «выстрелил»: предложил добавить к Кубанскому симфоническому оркестру балет и видеоарт.
А. М.: Денис представлял все несколько проще, но мы с моим соавтором – московским художником-постановщиком, лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» предложили решить каждый номер как отдельный фильм: одни будет иллюстрировать танец и действие на сцене, другие – сложнейшие проекции на разные плоскости, фактуры и экраны, видеоконтент или анимация. Процентов на 70 в проекте будет оригинальный видеоряд – так масштабно с видеоконтентом у нас еще никто не работал: его создает большая группа людей во главе с краснодарским видеографом Сергеем Никозыревым. Я очень жду его работу и уверен, он удивит нас.
Д. И.: Так, как придумал наш концерт Саша, не ставят шоу даже в Европе. Отсюда и такое название – «Симфония Голливуда»: симфония не как жанр или музыкальное произведение, а как образ, который вбирает в себя много выразительных средств. Почти как кинематограф.
Денис Ивенский – художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра КМТО «Премьера», заслуженный деятель искусств Кубани. Автор идеи и дирижер-постановщик концерта в жанре музыкальной пародии «Симфония Голливуда» с участием этого оркестра и Музыкального шоу-театра «Премьера».
Александр Мацко – главный режиссер и балетмейстер Музыкального театра КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова, заслуженный деятель искусств Кубани. Режиссер-постановщик и хореограф «Симфонии Голливуда», премьера которой состоится на сцене Дворца искусств «Премьера» 30-31 октября.
КМТО "Премьера"
Классика как блокбастер
Новости дворца искусств
Классика как блокбастер
30.08.2021
В интервью главной городской газете «Краснодарские известия» автор идеи и дирижер-постановщик Денис Ивенский и режиссер-постановщик и хореограф Александр Мацко рассказали о том, что вдохновляет их в кинематографе и как партитуры из легендарных фильмов оживут на сцене Дворца искусств «Премьера» в проекте «Симфония Голливуда».