Исповедь Нового театра кукол


10 мая 2017

Исповедь Нового театра кукол

Исповедь Нового театра кукол

Формат Нового театра кукол Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» подразумевает камерность, то есть близкий контакт со зрителем, сокровенный разговор с глазу на глаз (насколько это возможно в театре). И здесь от постановщиков требуются такая умеренность, такой такт, такое понимание и чувство формы и атмосферы, которые бы не позволили сорваться «с ходьбы на бег». Наталье Пахомовой, режиссеру Московского театра кукол, лауреату «Золотой маски» (награда аккуратно и как нельзя кстати подоспела к тому времени, пока номинант готовила спектакль в Краснодаре, а кубанские «коллеги» со знанием дела строчили на нее в вышестоящие органы кляузы), удалось, несмотря ни на что, сохранить этот хрупкий баланс и создать работу, совершенно необычную для сцены Нового театра кукол.

Постановка оказалась настолько форматом - «неформатом», что, кажется, обозначила путь, по которому можно двигаться театру: при хорошей режиссуре увлеченно работать и показывать замечательные результаты, а к 9 Мая делать настоящие спектакли, а не лозунговые композиции. Однако обнажились и проблемы. Как только от артистов потребовались полетная, эластичная, вся на интонациях и голосовых красках речь, определенный алгоритм дыхания, то здесь актерам зачастую не хватало, мягко говоря, не то что мастерства, а даже навыков. Но при желании сей дефект – дело поправимое и устранимое. Главное – спектакль состоялся и вызвал небывалый интерес у публики разных возрастов.

Наталья Пахомова и художник из Санкт-Петербурга Роман Вильчик поставили что-то вроде исповеди о войне, вернее, о животных на войне. И надо сказать, с одной стороны, получился безжалостный, жесткий разговор, а с другой – очень тактичный, умный урок правды. Пьеса, написанная самим режиссером и собранная из документальных материалов, в общем-то, и предполагает определенную «хронику». Знаменитые собаки-подрывники, кони, мыши, верблюды… Сколько танков было взорвано, снарядов разминировано, раненых вынесено с поля боя нашими братьями меньшими! Умные, преданные, бесстрашные, они отличаются от людей тем, что не умеют предавать и на добро отвечать злом.

Постановка скомпонована как бы из отдельных эпизодов: здесь и рассказ из блокадного Ленинграда, когда бедный кот от страха залез в клетку своего друга попугая, доставка нескольких вагонов кошек для очищения города на Неве от полчища рыскающих крыс, и случай с жеребой, голодной лошадью, которую солдат накормил овсом и из-за чего чуть не пошел под трибунал. Эти истории собраны в один повествовательный ряд и уже сами по себе являются документом, правда, художественным.

Спектакль сделан в разных техниках, используются «черный кабинет», кинематографические приемы, ростовые и планшетные куклы. Все это, конечно, и оптически, визуально, и внутренне создает страшный мир, где, кажется, даже чувствуешь зловонный запах войны с примесью грязи, крови, нервов на пределе. Сказать, что спектакль красивый, было бы неуместно – он эффектный, впечатляющий, он фантасмагоричен, реалистичен, он отсылает зрителя к снам, ранит и западает в душу. И он поучителен – своим светлым посылом, открытым разговором о милосердии и ответственности за тех, кого мы приручили, о жестокости любой войны, где самые невинные существа – животные приносят себя в жертву, спасая нас, людей.

Источник - ЮГTIMES
Автор - Александр Геннадьев 10.05.2017 года

Галерея:  Загрузить