Top.Mail.Ru
Дворец искусств, 17:00
26.05
Вс
Дворец искусств, 12:00
18.05
Сб
Дворец искусств, 17:00
19.05
Вс

До родниковой чистоты 05.06.2017

До родниковой чистоты

Раиса Гончарова, художественный руководитель ансамбля «Родник», народная артистка России:

— На репетицию можно забыть взять собой все, кроме нот. Признаюсь, и это будет открытием: ноты я выучила сама 44 года назад, певцов-«народников» нигде в Краснодаре не учили — окончила курсы при Кубанском казачьем хоре, потом ` гастроли, гастроли, гастроли с хором. Окончила курсы при Кубанском казачьем хоре, потом поступила в институт культуры и через полгода бросила: на занятия не ходила - гастроли, гастроли, гастроли с хором. Одно время Виктор Захарченко вызывал из музыкального училища педагога: то с тем молодым солистом позаниматься надо, то с другим. Тот педагог меня послушал: «Я за нее и браться не буду. У нее все природное, и к Раисе в горло лучше не лезть». У нас весь ансамбль с музыкальным образованием: у кого - наш институт культуры, у двух вокалистов - Саратовская консерватория им. Л. Собинова.

Чтобы выучить песню, у меня всегда уходит разное время. Что-то очень быстро прирастает, что-то дольше. Никогда не пою песни, которые за душу не берут. Смотрю перво-наперво на стихи, а потом уже на мелодию - ее и приукрасить можно, и обработать, а вот если стихи не отозвались, толку не будет. Почему у нас программ всего три или четыре за четверть века? Да потому что хорошую песню еще найти надо. Зато наш «золотой фонд» люди знают. Когда новую программу делаем, подбираем такие номера, чтоб «пошли» зрителю. Он смеется? Есть шлягер. Слушает «Умирал казак» или «Дымом потянуло» и плачет? Так лично для меня это самая лучшая оценка «Родника».


Виктория Шулекина, артистка-вокалистка, хормейстер:

— Кроме бутылки воды и нот, на первую и все следующие репетиции вплоть до сдачи и генерального прогона надо брать хорошее настроение и терпение. Микрофон? Нет, он нужен только на концерте: именных в «Роднике» нет, все микрофоны общие.

Вот у меня в новой программе сольный номер - лирическая народная песня «Горлица» на украинском языке: певучая, красивая. Чтобы номер зазвучал до последней нотки, чтобы каждое движение смотрелось на сцене, мы его год разучивали, меняли, оттачивали. Иногда столько раз повторяешь песню, что уже и слышать ее, кажется, не можешь. Тогда выручает чувство юмора: да, мы на репетициях часто дурачимся, шутим - и вокалисты, и балет.

— Каждая репетиция начинается до репетиции: вокалисты делают дыхательную гимнастику, распеваются - сначала сами, потом с хормейстером, а в «Роднике» это я, или с музыкальным руководителем. Все годы, что ты поешь, первым делом разогреваешь голосовой аппарат - этому певца раз и навсегда учат еще в детстве: кого-то в музыкальной школе, кого-то - в институте или «консерве». Вот сейчас репетируем номер «Чижовники» на современной «подложке» с битом и гитарками. Каждый вокалист поет свой куплет игровых, веселых частушек - такой крошечный сольный номер с выходом, балет танцует: так мы «Чижовники» уже раз пять за последний час репетиции «прогнали». Потому что «Родник» - это, прежде всего, прекрасная певица Раиса Ильинична Гончарова, а мы для нее - оправа, и она должна быть достойной.


Инна Бугаева, артистка балета:

— Водичка, полотенце, гетры - чтобы быстрее разогреться, а бывает, что и для красоты: у нас в «Роднике» четыре пары, и у всех танцоров примерно такой набор в сумке, когда мы приходим на репетицию. Если едем на гастроли, сумка существенно больше: у нас есть костюмеры, но танцоры сами о себе тоже заботятся - несколько пар обуви, «стаканчик» - нижняя юбка, которая при вращениях скрывает белье.

В новой программе у нас много трюковых номеров - такие небольшие сольные выходы на зрителя. Каждому балетному в номере «Лихие казаки» придумали свой эффектный эпизод в середине песни, маленький бенефис в танце: я вот делаю темповое вращение вокруг своей оси с прыжком в конце каждого тура. Это такой классический для «народной» хореографии элемент, но его в каждом коллективе дополняют своими «фишечками». За двадцать лет профессионального стажа - а в «Родник» я попала за пять лет до балетной пенсии: танцевала в ансамбле «Пограничник Кавказа» в Ставрополе и еще десять лет в «Казачьей вольнице» - я видела как его делают, наверное, в коллективах ста.


Андрей Маран, артист балета, заслуженный артист Кубани:

— Коллектив у нас небольшой, даже маленький, поэтому делить нечего, мы - как семья. Если что-то забыл на репетиции, кто-то своим поделится: в общем, помогут, поддержат, научат. Хотя я не сразу такой подход к работе оценил и в «Родник» пришел: всех ребят я еще по прошлым работам знаю - мир балетный тесен. После нашего института культуры танцевал в Кубанском казачьем хоре, потом по контракту в Китай уехал, а когда вернулся, друзья позвали работать в Португалию. Пока документы делались, нужно было в форму приходить, я - к Александру Григорьевичу Какунько, мы вместе в хоре работали: «Можно я у вас тут позанимаюсь-подандюкаю?». Потом один паренек-танцор внезапно выбыл, и за два дня меня ввели в три или четыре номера... Оттанцевал, уехал на три года в, вернулся, а Александр Григорьевич и спрашивает: «Ты куда? Мы тебя ждем».

У балета в новой программе есть соло: для мальчиков поставили шикарные номера «Ямщики» и «Чернобровый». Еще будет много трюков: у меня, в основном, вращения, «мельница» и шашки. Шашки у нас далеко не легкие и не декоративные - иначе на сцене смотреться не будут: обычное холодное оружие, только не наточенное. Конечно, кто-то работает и с легкими, из специального сплава на основе алюминия: ими проще крутить при быстрой рубке, и искры они эффектные дают, но и выглядят как-то не так, не по-«родниковски». Такие обычно заказывают для детских коллективов.


Александр Какунько, директор и балетмейстер ансамбля «Родник», заслуженный артист Кубани:

— На репетицию прихожу с кучей бумаг в папке: список песен и порядок исполнения, ноты, тексты - все это должно быть под рукой. Конечно, еще флэшка с «минусовой» фонограммой. Видите, сейчас ребята репетируют абсолютно новый номер «Подъезжали под село…» - он новую программу открывает: обычно вокалисты в центре, а балет работает задним планом, а здесь, наоборот, - все внимание на танцоров, а вокалисты после выхода как бы обрамляют танец.

Если говорить о песнях, то новую программу условно разделить на несколько блоков: песни о России, казачьи и кубанские песни в традиционных аранжировках и в ремиксах музыкального руководителя ансамбля «Родник», заслуженного деятеля культуры Кубани Владимира Рудого, народные песни: всего около двадцати номеров. Песни из нашего «золотого» фонда - такие, как «Русь моя», - тоже споем, и авторские песни из прошлогодней премьеры, программы «Напевы разные - душа одна», обязательно исполним.

Источник - Югополис
Автор - Анастасия Куропатченко
Фото - Максим Тишин
5.06.20167


Возврат к списку

BusinessFM
DFM
Звезда