Администрация муниципального образования город Краснодар
Управление культуры

/..

Орган Р. фон Беккерат

"Все прожитые нами невесёлые годы органное дело в России держалось на фанатиках. Они убедили отзывчивую публику, затем чиновных командиров, нашу вечно меняющуюся прессу, что органное искусство - это высшая сфера человеческого духа, не культ вовсе, пережиток чего-то "опиумного", постыдного, а целый художественный материк, устремлённый в музыкальный день завтрашний", - 

писал народный артист СССР Родион Щедрин в приветствии Первому международному органному фестивалю в Москве.


Среди таких фанатиков, энтузиастов, людей неравнодушных, следует назвать имена краснодарских музыкантов - заслуженного деятеля искусств Г.М.Плотниченко и Н.Н.Кириченко, которые ещё в 70-е годы мечтали о строительстве органа в Краснодаре. Это были не просто мечты, "розовые замки", но и конкретные действия. Известные органист, профессор Московской консерватории Леонид Исакович Ройзман, который вместе с Браудо и Гедике стоял у истоков профессионального российского органного исполнительства, планировал встречу с представителями музыкальной интелигенции Краснодара, обменивался по поводу предстоящего приезда с Виктором Александровичем Фролкиным. Под строительство органа уже подыскивалось помещение. Как варианты предлагались помещение онкологического диспансера (на ул.Фрунзе), Троицкая церковь, здание лютеранской церкви (по ул. Октябрьской, где ныне располагается дом художников). Вспоминали и о том, что до революции в несохранившейся католической церкви (теперь эта улица называется Советской) звучала фисгармония. Надо было решать главный вопрос - финансирование этого проекта. Но пока одни пытались организовать подготовительный этап, выясняя со специалистами выдержит ли фундамент, другие собирали подписи против его установки в Краснодаре, считая недопустимым строительство органа, как атрибута католической службы в православной церкви. Таким образом, Краснодар не стал первым органным городом на Кубани, уступив пальму первенства Сочи. 

Строительство органа в Краснодаре стало возможным в 1994 году, благодаря инициативе генерального директора и художественного руководителя творческого объединения "Премьера", народного артиста России Леонарда Гатова и поддержке мэра города Краснодара Валерия Самойленко.

Орган Краснодарского Муниципального концертного зала построен немецкой фирмой "Рудольф фон Беккерат" (город Гамбург). Эта фирма является одной из самых известных и престижных в мире, более трёхсот её органов звучат во всём мире в церквах, учебных заведениях, концертных залах. Она была основана в 1949 году господином Рудольфом фон Беккератом, чьё имя носит до настоящего времени. 

Рудольф фон Беккерат получил образование в Париже у французского органостроителя Виктора Гонцалеса. В результате постройки многочисленнных органов в Германии и за её пределами, он приобрёл репутацию как органостроитель. После смерти основателя фирмы её работа подолжается в традициях, заложенных мастером. Сегодня руководство фирмы осуществляет её управляющий, органостроитель и интонировщик Тимм Скопп, сохраняя идейные и художественные принципы своего учителя.

Тимм Скопп вместе со своим уеником и помощником Хартвиком Брокесом в течении двух месяцев строил, монтировал наш орган. Краснодарский орган - средний по своим размерам. Он имеет два мануала, педальную клавиатуру, механическую трактуру, 26 регистров, 64 комбинации и все лушие качества, присущие органам фирмы "Беккрат".

Строительство краснодарского органа завершилось открытием первого Международного фестиваля органной музыки 2 сентября 1994 года. На сцену пригласили коммерческого директора фирмы "Рудольф фон Беккерат" госпожу Кристель Глэземан, а почетное право открыть програму фестиваля предоставили профессору консерватории города Саарбрюкена, главному органисту "Людвиг-скирхи" Тео Брандмюллеру. Звучали сочинения И.С.Баха, Ф.Куперена, В.А.Моцарта, Ф.Листа, С.Франка.

Завершая программу первого фестивального концерта, представители органостоительной фирмы символически вручили ключи от органа первому краснодарскому органисту и хранителю этого инструмента - Михаилу Павалию.

В наши дни  органное искусство в России переживает возрождение. Краснодар, по счастью, занимает определннное место в этом процессе. Двадцать два международных фестиваля - это музыка церковная и светская, традиционные и новые жанры, показ различных исполнительских школ, личностные трактовки одного сочинения разными исполнителями. Растёт география исполнителей, растёт и восприимчивость органной музыки краснодарскими слушателями. Им стали близки творения И.С.Баха, его предшественников и современников, романтическая органная музыка С.Франка, Ф.Мендельсона и их последователей, а сложные, сугубо новаторские и творчески дерзкие произведения современных композиторов, стоящих в авангарде музыкального искусства, - С.Губайдуллиной, Э.Денисова, вызывают неподдельный интерес, слушательскую активность, когда вместе с исполнителем и композитором слушатель вступает в сотворчество, и эти моменты становится знаками истинного откровения.

Участниками органных фестивалей был Кубанский симфонический оркестр, Камерный струнный "Премьер-оркестр", хоровые коллективы Краснодара. Внимательно прислушиваются к звучанию органа краснодарские композиторы. Председатель правления Краснодарской организации союза театральных деятелей, заслуженный деятель искусств России, лауреат международного конкурса Владимир Магдалиц стал первым композитором, включившим орган в партитуру своего произведения "Симфония-реквием "Последние свидетели" - для чтеца, баса, смешанного и детского хоров, органа и симфонического оркестра. Премьера состоялась в мае 1995 года, дирижировал премьерой залуженный деятель искусств России Ярэма Скибинский. В этом же году Симфония-реквием звучала в Москве в дни фестиваля искусств "Панорама музыки России" в концертном зале им. П.И.Чайковского, партию органа исполнял Михаил Павалий.

Заслуженный деятель искусств Кубани,
музыковед Нина Магдалиц
 
Фрагменты статьи "Монолог об органе"
 из монографии "Этюды о "Премьере
"

* - *поля, обязательные для заполнения

^ Наверх