Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Жизнь прекрасна!

13 Марта 2020 года

Цикл «Чайковский», посвящённый 180-летию русского композитора, вступил в решающую, заключительную стадию. В пятом концерте цикла в исполнении Кубанского симфонического оркестра прозвучали Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор и Пятая симфония Петра Ильича. Дирижёр – заслуженный деятель искусств Кубани Денис Ивенский, солистка – Софья Бугаян, фортепиано, Ростов-на-Дону.
Больше всего в последние годы жизни Пётр Ильич боялся не успеть. «Мотив всех умствований — есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти», писал композитор в дневнике.

Тема рока присутствует в трёх последних симфониях композитора.

В Четвёртой фатум заявляет о себе грозной фанфарной темой.

В Пятой тема судьбы не такая громкая. Она словно обращена вовнутрь. Обнаружив удивительные способности к мимикрии, она становится ещё страшнее.

Шестая симфония сама фатум и есть.

Композитор поначалу недооценивал Пятую симфонию. Он считал её невнятной, пёстрой и вторичной. Лишь после нескольких исполнений он разглядел в ней явные достоинства. Одно из них – именно многозначность результата, которая позволяет дирижёрам делать диаметрально противоположные трактовки. В Пятой Чайковский хотел победить рок. Не уйти от него, как в Четвёртой, а именно – победить. Тема рока появляется в последних её тактах в торжествующем звучании. Это торжество. Но торжество чего?

Пятая симфония напоминает весы, чаши которых колеблются между Жизнью и Смертью.

Одним из лучших интерпретаторов Пятой симфонии был дирижёр Евгений Александрович Мравинский. Он говорил, что было бы наивным рассматривать финал симфонии как «победу над всеми». Ликующая мажорность коды никого не способна обмануть. Ей сродни скерцо Шестой, Патетической. Скерцо, приводящее к неизбежному концу.

Ничто так не возвеличивает жизнь, как присутствие смерти. Эти слова, посвящённые музыке Чайковского, 25 лет назад на сцене Муниципального концертного зала произнёс профессор Московской консерватории Александр Соколов.

Между Пятой и Шестой судьба отмерила Петру Ильичу пять лет. За это время были написаны: оперы «Иоланта» и «Пиковая дама»; балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; музыка к пьесе «Воевода» Островского и трагедии «Гамлет» Шекспира. Премьера Пятой симфонии состоялась 5 ноября 1888. Шестая прозвучала спустя пять лет, за девять дней до смерти композитора. Второе исполнение состоялось в ноябре 1893-го, уже после кончины русского гения. Находящиеся ещё под впечатлением похорон, слушатели были ошеломлены: композитор словно напророчил себе смерть.

И в то же время, как в античной трагедии, симфония несла в себе свет и неистовое желание – жить.

Жизнь прекрасна.

Сады цветут.

В Муниципальном концертном зале звучит Чайковский.

^ Наверх