Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Февраль. Купить билет – и слушать…

10 Февраля 2020 года

Два первых фестивальных вечера подарили погружение в фантастический мир скульптуры Андрея Осташова, встречу с Бетховеном и знакомство с головокружительными высотами скрипичного репертуара.
Почему Бетховен круче Греты
Фестиваль открылся концертом, посвящённым 250-летию Бетховена. В исполнении Кубанского симфонического оркестра прозвучали Третий концерт для фортепиано с оркестром и Восьмая симфония. Солист – лауреат международных конкурсов Роберт Алиев, дирижёр – заслуженный деятель искусств Кубани Денис Ивенский.

Определённо в этом концерте был свой стиль и музыкальный шарм. Третий фортепианный концерт не был похож ни на одну из известных интерпретаций. Музыка словно вслушивалась в себя, прокладывая дорожку от проникновенного лиризма к волевой каденции… Это была очень искренняя история взлётов, падений и обретения истины, рассказанная солистом и оркестром. На бис музыкант исполнил финал 17-й сонаты, в которой романтическое начало звучало ещё сильнее.

К слову, наш Steinway, поборов «ревность» (Алиев – официальный представитель фирмы Yamaha), показал себя достойным партнёром, продемонстрировав благородство и красоту регистров.
Роберт Алиев: «Мне очень нравится отношение коллектива к солистам и, безусловно, их внимательность к замечаниям дирижёра. Оркестр развивается. Растёт. И приятно наблюдать за этим процессом из года в год. Я чувствую себя каждый раз в Краснодаре окружённым вниманием и теплом со всех сторон: публики, администрации зала, музыкантов. Надеюсь, волею судьбы мы будем продолжать сотрудничать и нести истории, написанные нотами в массы».

Восьмая симфония (её ещё называют «симфония с метрономом» – как и изобретение Иоганна Мельцеля, она родилась в 1812 году), прозвучала немного архаично и с юмором. В ней Бетховен смотрит на себя глазами старшего коллеги, не озабоченного философскими проблемами.

…В декабре 1770 года в Бонне в семье придворного музыканта родился мальчик, чья жизнь, от колыбели до смерти, окутана тайнами и домыслами. Наверное, ни один композитор так не подвергался политическим спекуляциям, как Людвиг ван. То он любимый композитор Ленина (фраза о «удивительной, нечеловеческой музыке», которой не уставал восхищаться Владимир Ильич, висела в спортзале школы № 28 г. Краснодара), то провозвестник французской революции… В наше время тема из Девятой симфонии стала гимном объединённой Европы.
Итак, почему Бетховен круче Греты Тунберг (политических лозунгов, программных манифестов нужное подчеркнуть). О глухоте композитора написано немало. Его физическая немощь была и наказанием, и спасением: слуху, обращённому вовнутрь, открылись иные – горние – звуки; его воля к жизни отражалась в музыке.
Минувший концерт-открытие был лишён социологической подоплёки и рассказал нам о Бетховене больше, чем любая статья. Потому что музыка Бетховена выше судьбы. Это путь к торжеству света и разума, который каждый музыкант прокладывает для себя сам.

Классика и танго
Лауреатов международных конкурсов Сергея и Маргариту Поспеловых (скрипка и фортепиано, Москва), гостей второго дня фестиваля, нашему слушателю не надо представлять – не раз они выходили на сцену МКЗ. Семейный дуэт сложился около семи лет назад, и сегодня география его гастрольных поездок необъятна: музыкантам открыты лучшие залы Москвы и Санкт-Петербурга, Италии, Франции, Австрии, Нидерландов. Кроме того, с недавних пор Сергей является дирижёром Дубнинского симфонического оркестра.

На этот раз Сергей и Маргарита привезли «Классику и танго» – программу, где первое отделение было посвящено самым виртуозным сочинениям классического скрипично-фортепианного репертуара. Прозвучали Фантастическая соната «Дьявольские трели» Дж. Тартини, жемчужина вечера - Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни Ф. Крейслера, блистательно исполненная Соната для скрипки и фортепиано № 3 Э. Грига, очаровывающие с первых нот Интродукция и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса.

Во втором отделении случилось погружение в мир танго и немного – в джаз: звучали «Танго» И. Альбениса (оно же исполнено на бис), два интермеццо из цикла «Двенадцать легких интермеццо» Д. Явтуховича (одно из них, «Попрыгунью», белорусский композитор посвятил своей собачке), «Эстрелита» Э. Понсе, «Медитанго», Каприс для скрипки соло и «Обливион» А. Пьяццоллы. Вечер завершила Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» И. Фролова.

Деликатно прерывая овации и череду подношений от самых юных слушателей, первая скрипка семейного дуэта заметил: «Спасибо за такой теплый приём – мы в который раз убеждаемся, что в Краснодаре живёт самая необыкновенная публика».


^ Наверх