Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Музыка в ре мажоре

16 Ноября 2019 года

Ре мажор называют тональностью триумфаторов. Но не только триумф – пленительная лирика и задумчивость, игривость, созерцательность, облачко грусти, драматизм, фантастические образы вместили в себя прозвучавшие в концерте произведения.

Весь вечер на сцене был Кубанский симфонический оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств Кубани Дениса Ивенского. В первом отделении прозвучал Концерт для скрипки с оркестром, солист – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Александр Тростянский. Потомственный музыкант, Тростянский – «скрипач первоклассный во всех отношениях; его интерпретации отличаются продуманностью, элегантностью, точностью и красотой звука», как пишут о нём музыкальные критики.

Концерт, который сегодня входит в репертуар всех выдающихся скрипачей мира, свой путь к сердцам слушателей нашёл не сразу. На премьере, которая состоялась в 1881 году в Вене, мнения публики разделились, от восторженных отзывов до резкого неприятия. И это странно: созданный в пору творческого подъёма вскоре после окончания «Евгения Онегина» и Четвёртой симфонии, в яркости материала скрипичный концерт не уступает Первому фортепианному, но отличается большей классичностью, стройностью и гармоничной уравновешенностью композиции. В нём воля и ликование уравновешиваются полнокровной лирикой, за которую мы так любим музыку Чайковского.

Третья симфония – не только единственная пятичастная, но и единственная мажорная симфония П.И. Чайковского. Из-за пяти частей (вместо традиционных четырёх) и разнохарактерности материала академик Борис Асафьев назвал её «симфонией сюитного склада». Премьера произведения состоялась в ноябре 1875 года в Москве, а спустя два месяца её исполнили в Санкт-Петербурге. Критик Ларош отмечал, что «по силе и значительности содержания, по разнообразному богатству формы, по благородству стиля, запечатленного самобытным индивидуальным творчеством, и по редкому совершенству техники, симфония г. Чайковского составляет одно из капитальных явлений музыки последних 10 лет, не только у нас, конечно, но во всей Европе...».

Несмотря на то, что слава минорных симфоний П.И. Чайковского затмила скромное обаяние Третьей симфонии, её пленительные образы продолжают радовать и согревать.


^ Наверх