Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Орган. Практическая философия

28 Октября 2019 года

Орган объединяет. И в этом его философия. Практическая философия… Его поистине неизмеримые возможности привлекают музыкантов разных направлений и школ, разные исполнительские составы. И даже личная история органистов и программа концертов ХХVI Международного фестиваля органной музыки складываются порой в любопытные сюжеты.

К репетициям Мессы Ф. Шуберта № 2 заслуженный артист Кубани Михаил Павалий приступил, вернувшись из Кёльна, куда он ездил с концертом по приглашению аббатства Браувелле. В Кёльне Михаил Иванович играл сразу на двух органах. Первое отделение концерта – на органе барокко, во втором пересел за «романтический» инструмент. Кстати, на нём он исполнил и произведение POST SCRIPTUM краснодарца Вадима Малюченко.

На заключительном концерте фестиваля в Краснодаре Месса Ф. Шуберта прозвучала прекрасно! Чистая, ясная музыка, согретая единственной любовью композитора. Семнадцатилетний Франц написал её за пять дней. На премьере, состоявшейся два века назад, партию сопрано исполняла Тереза Гроб, возлюбленная юного Шуберта. В концерте приняли участие «Премьер-оркестр» и хор Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (руководители Валентина Георгиева и Евгений Назаренко). Артисты хора были едва ли многим старше автора произведения, и это добавило исполнению особенную прелесть и непосредственность.

От Мессы Шуберта Сюиту в старинном стиле Отторино Респиги отделяют сто лет. Сто лет назад написал её итальянский композитор-импрессионист, так любивший музыку ушедших эпох. В этом произведении, закрепившемся в репертуаре «Премьер-оркестра» под управлением лауреата международных конкурсов Даниила Червякова, под старинными формами скрываются современные чувства и мысли. Особенно актуально прозвучал диалог струнных и органа, когда погружённому в глубины печали оркестру вторил возвышенный и умиротворяющий голос Рудольфа фон Беккерата.

Завершила этот памятный концерт, оставивший у каждого, кто его слушал, в душе яркий эмоциональный след, наверное, самое известное произведение Иоганна Себастьяна Баха - Токката ре минор.

А открыл вечер хранитель краснодарского органа заслуженный артист Кубани Михаил Павалий Хоралом Ф. Листа «На открытии органа Домского собора в Риге». Того самого, на котором ему довелось не раз играть. Наставник и друг Михаила, органистка Домского собора Евгения Лисицина, частый гость нашего фестиваля. Ей выпала честь в числе первых опробовать возможности нашего Рудольфа фон Беккерата. Орган Домского собора подвигнул к занятиям музыкой Даниэля Зарецкого, однокашника Михаила и педагога нынешнего участника фестиваля Тимура Халиуллина. Композитор Отторино Респиги, чья Сюита в старинном стиле соль мажор прозвучала в концерте, бывал в Санкт-Петербурге в начале ХХ века и брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, профессора Санкт-Петербургской консерватории. Возможно, он играл на том же органе, на котором учились мастерству и Павалий, и Халиуллин, и Зарецкий. И Пётр Ильич Чайковский, кстати…

Вот так. Порой кажется, что органная история (от строительства инструментов до композиторов и исполнителей) закольцована, а органисты всего мира, как в песне, «связаны одной цепью»…

ХХVI Международный фестиваль органной музыки завершён. Но Рудольф фон Беккерат не прощается со своими поклонниками. Самых стойких из них он приглашает на свидание в Ночь искусств.

Итак, с 3 на 4 ноября, в полночь, встретимся у органа.

P.S.

Запись на бесплатную ночную экскурсию «Тайны краснодарского органа» открыта. Количество условных билетов ограничено.


^ Наверх