Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Денис Хуснияров: «Дьявола» Толстой писал о себе

11.04.2018 года

Кажется, что современные режиссёры произведения русской классики либо избегают ставить, либо делают это по принуждению. Здесь явно всё по-другому: Островский, Гоголь, Лермонтов, а теперь Лев Николаевич Толстой – это уже тенденция…
В Молодежном театре горячая пора. В самом разгаре репетиции нового спектакля по повести Льва Толстого «Дьявол», одной из самых потаённых и загадочных историй великого писателя.

О проблематике произведения, его непростой судьбе мы уже писали. Теперь пришло время задать вопросы режиссёру-постановщику Денису Хусниярову.
  
Он из Санкт-Петербурга, окончил Санкт-Петербургскую академию театральных искусств, ныне РГИСИ (российский государственный институт сценических искусств). В свои 37 лет Денис является лауреатом нескольких престижных театральных премий; в его творческом багаже – заметные спектакли в разных театрах страны, в том числе недавняя постановка «Гамлета» в Ижевске.
  
Были в жизни режиссёра встречи и с Генрихом Бёллем («Глазами клоуна»), Исааком Зингером и Жаном Батистом Мольером. Но та грань его творчества, которая связана с великой русской литературой, мне показалось особенно интересной.
  
Кажется, что современные режиссёры либо избегают ставить произведения русских писателей, либо делают это по принуждению. Здесь явно всё по-другому: Островский, Гоголь, Лермонтов, а теперь Лев Николаевич Толстой – это уже тенденция…
  
Чем привлекает режиссёра русская классика? Об этом был мой первый вопрос Денису Хусниярову.

– С современной драматургией у меня не очень складываются отношения, а в русской классике много всего интересного. Большие произведения, большие личности, такие как Лев Толстой, всегда могут чему-то научить. Мечтаю о работе и над «Отцом Сергием», и над «Крейцеровой сонатой», и над «Воскресеньем».
  
– Я прочитала пьесу Аси Волошиной, по которой вы ставите спектакль, и заметила, что из неё ушла религиозная составляющая повести Толстого. А ведь во многих произведениях писателя, и в «Крейцеровой», и в «Дьяволе», присутствует эпиграф из Евангелия…

–Я разделяю понятия веры и религии. Это разные вещи. Вера имеет огромное значение и для меня, и для исполнителя главной роли. Поэтому мы не выбрали финал с самоубийством главного героя.

– Финал вашей постановки остаётся загадкой. У Толстого их два. Для читателя напомним: герой пытается справиться с чувствами к двум женщинам. К тихим семейным отношениям молодого мужа и его жены вдруг примешивается страсть к бывшей любовнице. В процессе противостояния долга и страсти он совершает поступок. Какой путь выбирает герой?

– У нас три версии финала. Из устной речи персонажей мы узнаём, что герой убивает соблазнившую его женщину; прописан в тексте и должен играться финал, где он убивает себя... Но есть и третий, открытый финал. Живы ли, умерли герои – это такой метафизический вопрос. Мы как бы продолжаем мистический путь этого произведения. Толстой не дописал при жизни «Дьявола», не издал его. Много лет рукопись была зашита в спинку стула. Лев Николаевич не хотел травмировать жену. Софья Андреевна и так была в шоке, когда на третий день после свадьбы он дал ей прочитать свои дневники, где была описана его порочная биография… 
  
А «Дьявола» Лев Николаевич писал про себя.

– Молодёжный театр – и вдруг «Дьявол»… Не слишком ли серьёзно?

– Герою, молодому помещику Евгению Иртеневу, 26 лет. Вполне подходит под категорию театра. Я считаю, театр не должен себя ограничивать статусом ТЮЗа, или Сатиры, или Комедии. Есть драматическая труппа – надо работать...

– А что вы скажете о нашей труппе? Готова ли она к решению столь сложных задач? И долго ли сохранялась интрига, кто будет исполнять главные роли?
  
– Главную роль играет Лёша Замко. Будут две Степаниды: Аня Нежута и Полина Шипулина. Две Лизы: Настя Радул и Женя Стрельцова. Две матушки: Светлана Кухарь и Людмила Дорошева. Артисты в работе очень гибкие, подвижные и достаточно современные. Мне кажется, что Даниил Безносов за эти два – три года, которые он работает главным режиссёрам театра, хорошо поработал с труппой, «прокачал» её. По-доброму они вспоминают и прежнего руководителя театра Владимира Рогульченко… Молодёжка – это живой театр, и с ним комфортно работать. Артисты бросаются в процесс как в омут с головой. Это очень помогает.

Очень интересный в спектакле художник-постановщик. Для меня то, что делает Эмиль Борисович Капелюш, всегда космос. Тут весь смысл – в деталях, в его ощущении композиции, в свете, в воздухе… Я думаю, что зрителю будет интересна встреча с таким театральным пространством, которое он предлагает. Для кого-то загадка – это нагромождение трюков. Для меня главное другое. То, что за ними стоит.


Елена Петрова
Фото Марины Богдан

P.S. На премьеру в апреле все билеты проданы.
На май (24, 25, 26, 27) билеты можно купить здесь





^ Наверх