Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Афиша/...

СТУЛЬЯ

Эжен Ионеско

12+ длительность: 2 часа 30 минут, антрактов: 1

Одно из писем, пришедших в театр после премьеры:
Спектакль «Стулья»... Что это? Комедия, философия жизни, игра воображения, абсурд или реализм, с которым столкнется любой из нас, доживший до седин?.. Два актёра показывают нам спектакль, в котором столько граней, что с уверенностью можно сказать, что в данный момент каждый из нас, зрителей, увидел не все из них, а лишь часть. Не сразу видна вся глубина того, что происходит на сцене.

Мы видим любовь двух пожилых людей и их одиночество. Видим, каким может быть одиночество родителей. Спектакль заставляет задуматься над нашим собственным поведением по отношению к родным нам людям. Сразу вспоминаются родительские ежедневные звонки, просьбы заглянуть к ним хоть на немного.

Мы, дети, совсем не понимаем «одиночества родителей без ребенка рядом». Мы считаем, что раз они вместе, значит им хорошо и не скучно, и не одиноко. Бросаем их, не задумываясь о чувствах. И только когда наши собственные дети будут поступать с нами так же, как мы сейчас, лишь тогда придет осознание того, что они чувствуют. Именно это понимаешь, когда герой на фоне собственного горя из-за ушедшего некогда сына, вспоминает себя и говорит о матери.

В актёрах ты видишь своих родных. Моя мама действительно такая же, когда у неё просыпается детская игривость, так нелепо смотрящаяся на фоне её возраста, но такая трогательная. А отец так же устало чувствует себя и так же уже ничего не хочет.

Почему же спектакль называется «Стулья»?.. Они стоят на сцене. На них супружеская пара усаживает гостей — дам и господ. Вымышленные, но благодаря игре актёров кажущиеся реальными, эти дамы и господа имели свои лица и характеры. Каждого из них ты представил, наделив лицом и характером. Из-за этого совершенно нет ощущения, что на сцене были только два человека. Ведь эти двое заставили поверить в присутствие других людей.

Во время спектакля забываешь о времени, перестаёшь слышать затвор фотоаппарата, — фотокорреспонденты не оставили премьеру спектакля без внимания — происходящее завораживает, появляется чувство и отношение к происходящему. Зачем она мучает его, говоря, что он зарыл свой талант, что мог бы быть кем-то главным, сделать что-то важное! Зачем? Ведь в этом возрасте он уже бессилен что-то поменять в своей жизни. Ведь тяжело воспринимать, что ты действительно что-то упустил и пошёл не по своей дороге. Но герой спокойно к этому относится, считая себя довольным своей жизнью и тем, кем он стал.Привратник ты или тот, кто придумал что-то глобальное для человечества? Есть ли в этом разница? И в этом ли счастье и смысл существования?

Присутствующий в тексте пьесы юмор и рифма делает спектакль необычным. Окончание — портрет двух пожилых людей — душевным. Когда они исчезают, появляется мысль, а действительно ли они существовали, или на сцене были только стулья, а главные герои, как и те, кто сидел на этих стульях, — лишь плод собственного воображения?

Под конец остаётся мысль о том, что же сказал всем Оратор?.. Ведь именно его ожидает пожилая пара и их «гости». И именно его слов с нетерпением ждут зрители...
P.S. Спасибо актёрам за воплощение в реальность героев этой пьесы, юному режиссёру за его работу, и отдельное спасибо тем людям, благодаря которым этот и другие спектакли появляются в репертуаре Молодёжного театра.

С уважением,
Марина Богдан.



«Стулья» вновь появятся на сцене...
Для Виталия Ваганова «Стулья» — это первый опыт постановки спектакля на профессиональной сцене. «Теперь для меня вся жизнь будет делиться на два этапа — до «Стульев» и после них», — с чувством юмора говорит о своем дебюте молодой режиссёр. Виталий получил актёрское образование, а сейчас осваивает и режиссёрскую профессию (в Санкт-Петербурге).

И вот недавно в Молодёжном театре состоялся первый показ одноактного спектакля, в котором вдохновенно играет дуэт актеров — заслуженный артист России Владимир Щербаков и Татьяна Епифанцева. Решение принято однозначное: не откладывать премьеру нового спектакля.

«Стулья» — пьеса, которая не часто ставится на отечественной театральной сцене (театралы могут вспомнить для примера разве что постановку Сергея Юрского).

Можно задаться вопросом: актуальны ли сегодня в искусстве и литературе произведения такого направления, как театр абсурда, расцвет которого пришёлся на середину прошлого века? Наверное, да. Ведь в пьесах самых известных его представителей — Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско — рассматривается со всех сторон самый главный вопрос: а имеет ли смысл жизнь каждого из нас?

Спектакль «Стулья» погружает зрителей в атмосферу существования друг с другом двух стариков (согласно пьесе Ей — 94, Ему — 95 лет) – супружеской пары, живущей в пустынном доме, отгороженном от всего мира. Одним из любимых развлечений, которому они отдаются с упоением, является «игра в гостей». Для несуществующих визитёров старики расставляют один за другим огромное количество стульев. Их жизнь протекает в ожидании Оратора, которой должен привнести особый смысл в их существование.

Но их посещает лишь одно (воспринимаемое как реальное) существо — Император. И хотя на сцене он обозначен весьма условно, он прочитывается как образ, воплощающий представления главных героев о Высшем разуме. Старик вопрошает Императора о том, почему тот не помогал ему в течение жизни, почему не наставил на путь истинный, не подсказал, в чём заключается смысл его существования и миссия как человека.
Ответы на эти вопросы даёт не Император, а каждый из зрителей, сидящих в зале, — самому себе.

— В произведениях абсурдистов главное — процесс ожидания. И при этом всё равно, кого или чего ждут герои, важно то, что происходит при этом, как они заполняют пустоту времени... — поясняет Виталий Ваганов.

В отличие от концовки пьесы Ионеско (где старик и старуха выпрыгивают каждый в своё окно и таким образом оканчивают свою жизнь — фактически бессмысленно), краснодарский режиссёр оставляет зрителям надежду. Надежду на то, что не зря жили главные герои истории. Не зря, наверное, живем и все мы...

Анастасия Куропатченко.

Действующие лица и исполнители

Постановщики

^ Наверх