Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Иван Фадеев: «Летят утки…» - спектакль о сильных чувствах»

22.02.2019 года

Уже 29 марта в 18.30 и 30 марта в 17.00 на сцене Дворца искусств «Премьера» (ул. Стасова, 175) Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» Музыкальный шоу-театр «Премьера» и московский балетмейстер и хореограф Иван Фадеев выпускают одну из самых долгожданных премьер сезона - музыкально-хореографические причуды сердца «Летят утки…». О новом спектакле «Кубани сегодня» рассказал автор идеи и хореограф-постановщик Иван Фадеев, выпустивший с шоу-театром программы «Retro.Ru» и «Страсти по Бродвею», а также художник-постановщик Елена Соловьева и композитор Алексей Фадеев

Ах, эта свадьба пела и плясала…

- Иван Владимирович, как родилась идея столь необычной программы Музыкального шоу-театра «Премьера»: о чем она будет?

- В случае с «Летят утки…» первична не идея спектакля, а желание коллектива и всей «Премьеры» развиваться, брать новую высоту. Каждый сезон, когда мы выпускаем новый проект шоу-театра «Премьера», с генеральным директором КМТО «Премьера» Тиной Юрьевной Лысовой обязательно обсуждаем планы на будущее и перспективы развития этого коллектива: что делать дальше, куда двигаться? Не в том смысле, что в какие дебри мы с танцорами и вокалистами будем забираться, а насколько будем поднимать планку и задавать новую высоту: по качеству проекта, по его замыслу и воплощению.

И вот в процессе такого обсуждения мы с Тиной Юрьевной посидели, подумали и сошлись в том, что зрителю шоу-театра может быть интересна тема ритуалов, обрядов, но не с точки зрения глобальной темы аутентичных русских обычаев, а шире. А какой наш самый главный ритуал? Конечно, свадьба. Поразмышляв, решили: почему бы не взять эту тему в качестве основы спектакля? Вообще тема свадеб безумно интересна сама по себе, но не в каноническом её прочтении, хотя и с такой концепцией можно было бы сделать постановку… Свадьба, сватовство, выкуп или похищение невесты и все прочие связанные с этим событием и живущие в современности обычаи и традиций, в них очень много всего заключено - от печального и грустного до комичного и комического.

- Правда ли, что какие-то сюжеты вы привнесли в спектакль из собственной жизни, поскольку когда-то жили в квартире, окна которой выходили на ЗАГС?

- В процессе обсуждения концепции спектакля я вспомнил, что, действительно, я когда-то снимал квартиру в доме, где был ЗАГС, и периодически видел очень смешные, иногда просто нелепые истории, которые происходят в день свадьбы. Ни в процессе жизни, знакомства или притирки к друг другу, а именно во время свадьбы!… И если для двух половинок пары день свадьбы особенный, то для работников ЗАГС - это настоящий конвейер: одни приехали, заключили союз и уехали, за ними - следующие, следующие, следующие. И все пары разные и очень по-разному себя ведут в эти минуты. В итоге они видят как бы калейдоскоп характеров и судеб - этакое бесконечного шоу, за которым и я одно время постоянно наблюдал. И в итоге эта тема тоже вошла в наш спектакль, потому что нам показалось, что будет интересно и ее развить.

Другой мотив сюжету «Летят утки…» подарила еще одна история из моей жизни. Однажды в Москве в ресторанчике довелось отмечать с близкими день рождения, и одновременно с нами праздновали две свадьбы. Так обычно не бывает, так не принято, правильно? Так что не знаю, было ли так задумано, случайно ли наложились даты свадебных банкетов и их не стали отменять, владельцы ли ресторана решили не упускать прибыль или была еще какая-то причина, но зал едва вмещал всех гостей. И в итоге две свадьбы разделяла только узенькая полосочка прохода, где танцевали: с одной стороны - своя жизнь, с другой - своя, а где-то в уголочке сидит наша компания. И я весь вечер пропустил, потому что наблюдал за тем, как две эти свадьбы, армянская и славянская, в какой-то момент - прошёл час, два, три - начинают объединяться и два торжества сливаются в одно. Собственно, я рассказываю отчасти сюжет нашего спектакля.

- Вот почему танцоры, когда вы начали репетиции «Летят утки…» минувшей осенью, окрестили материал «балканской сальсой»: из-за национального колорита?

- Мы не привязываемся к народностям и национальностями в теме свадьбы, а привязываемся к различным человеческим историям и обрядовым проявлениям, к обязательным свадебным ритуалам внутри этих историй, превращая их в единый шоу-спектакль. Я использую в сюжете какие-то элементы всем известных свадебных ритуалов, какие-то, нужные по сюжету связки, придумываю сам, но в них нет национальных мотивов.

Что касается «балканской сальсы», то это не совсем точное определение музыкальной канвы «Летят утки…». В спектакле, безусловно, будут частично звучать балканские мелодии, но только частично: львиная доля музыки и песен, которые будут исполнять солисты шоу-театра «Премьера», авторские. Они написаны моим братом - московским композитором Алексеем Фадеевым , частично - специально для этой постановки: песни и мелодии собраны в единую музыкальную ткань так, чтобы нам наиболее полно рассказать маленькие истории о свадьбах, раскрыть характеры их героев. А поскольку все они разные, то в одних сюжетах возникают похожие на сальсу мелодии, в других - танговые вещи и так далее.

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся»

- Иван Владимирович, вы называете «Летят утки…» не шоу или программой, а именно спектаклем: почему?

- Наши предыдущие работы с шоу-театром «Премьера» строились иначе: в шоу золотых шлягеров «Retro.ru» была номерная система, в музыкальном перфомансе «Страсти по Бродвею» зонги из мюзиклов были объединены в блоки. В «Летят утки…» сюжет - это непрерывное повествование с общей историей, в которой на равных взаимодействуют вокалисты и танцоры балета шоу-театра. Функция балета - там есть и женихи, и невесты - в том, чтобы не разбавить выходы солистов, но вместе рассказывать наши истории.

Авторские песни Алексея Фадеева, которые будут исполнять солисты шоу-театра, имеют и текстовую нагрузку, которая непосредственно связана с сюжетом, и балет будет дополнять ее, делая каждый сюжет еще более понятным зрителю, связывая его с текстами и следующими друг за другом событиями, дополняя актерской игрой. Наша задача - обьединить балетный язык, язык танца и музыкальный язык, вокальное мастерство солистов с работой всего состава шоу-театра отчасти как драматических артистов.

- У «Летят утки…» очень необычный подзаголовок «причуды сердца». Или это все-таки его жанр?

- Скажем так, подзаголовок. Почему «причуды сердца»? Потому что спектакль «Летят утки…» - это вариации того, на что способна сердечная мышца: не физически, а в смысле влюбленности, любви, ревности, ненависти, страсти и других сильных чувств. Каждый номер описывает одну причуду, одно сердечное состояние. Поскольку у нас все сюжеты разные: и по происходящим событиям, и по состояниям, то от одной «причуды сердца» мы с артистами и зрителями логические двигаемся к другой, одновременно следуя сюжету в процессе развития событий.

В каждой истории, в каждом номере спектакля заложена какая-то «сердечная», эмоциональная, подвижная, живая картинка, и она каждый раз разная, как и то состояние человека, что описывает. Поэтому в том, что касается жанра спектакля «Летят утки…», то, думаю, стоит говорить о многожанровости: одни типажи гротескные, а где-то над лирикой будет преобладать буффонада. Буффонадность вообще станет одной из ключевых характеристик этой постановки.

- А как визуально будет решен премьерный спектакль?

- Мы могли бы сделать беспроигрышный шаг с точки зрения картинки: остановится на национальных костюмах, но у нас все-таки шоу-спектакль. Поэтому вместо этнографического колорита в костюмах будет некий единый «узор», который придумывает художник-постановщик и мой постоянный соавтор Елена Соловьева и который отвечает теме свадьбы. Задача художника-постановщика - поместить героев нашей истории в такие декорации и так одеть, чтобы в тех же костюмах читалась свадебная тема и одновременно они бы раскрывали те эмоции, те «причуды сердца», что как на нитку, нанизаны в сюжете спектакля. Ведь свадьба, она какая? Пышная, национальная? Нет, эмоциональная. Свадьба - это сильные чувства, это квинтэссенция самой человеческой природы, когда «люди встречаются, люди влюбляются, женятся».

От первого лица

Елена Соловьева, художник-постановщик спектакля «Летят утки…», главный художник Самарского академического театра оперы и балета, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»:

- Если вы посмотрите на афишу причуд сердца «Летят утки…», то увидите утку в фате - и это и будет ответ на вопрос, каким будет спектакль: необычным, удивляющим. Что касается декораций, то она едина, практически не меняется во время действия, лишь чуть-чуть отодвигаясь на задний план, «освобождая» место вокалистам; еще на сцене будут станки, на которых работает балет шоу-театра. В «Летят утки…» практически не будет фирменных многочисленных переодеваний шоу-театр, зато будет закаливающий градус эмоций, заданный балетмейстером, который я как художник поддерживаю постановочными средствами.

Алексей Фадеев, московский композитор, автор музыки и песен к спектаклю «Летят утки…»:

- Изначально автором идеи, хореографом и балетмейстером передо мной ставилась непростая задача: написать для «Летят утки…» разноплановую музыку, которая «свяжет» сюжет и действие, хореографию спектакля. Какие-то песни давно были написаны и, как оказалось, ждали своего часа и возможности прозвучать в этом спектакле, другие дописывались в процессе работы над ним… С первых репетиций с солистами-вокалистами, с первых часов работы с ними над музыкальным материалом мне стало понятно, насколько необычной, завораживающей и интересной должна получиться эта работа.

^ Наверх