Top.Mail.Ru
Дворец искусств, 17:00
26.05
Вс
Дворец искусств, 12:00
18.05
Сб
Дворец искусств, 17:00
19.05
Вс

Стрит-артом лета не испортишь 29.05.2018

Стрит-артом лета не испортишь

Стена как холст

Что общего у наскальных сцен охоты третьего тысячелетия до нашей эры, рисунков XI века на стенах нижегородских соборов, надписей Kilroy was here на бомбах союзников во Вторую мировую и полузамазанных слов «Виктор Цой жив» едва ли не в каждом дворе? Все просто: любые изображения на стенах, от слов до изысканных рисунков, и есть граффити (от итал. graffito, «царапать»), самый распространенный жанр стрит-арта, уличного искусства. И хотя граффити в том виде, к которому мы привыкли, родом из 1980-х и неразрывно связаны с брейк-данс и хип-хоп культурой, их элементы легко узнаваемы уже в графических листах Жоана Миро, Пауля Клее или Пабло Пикассо.

Так что тем, кто все еще сомневается в том, что граффити — искусство, да еще и чрезвычайно востребованное арт-рынком, остается лишь обратиться к списку топ-лотов крупных аукционов современного искусства, среди которых легко встретить работы хранящего анонимность британского художника граффити Banksy. Или с удивлением открыть для себя, что такие гиганты индустрии, как Nike, Adidas, Lamborghini, Coca Cola, Sony и Nasdaq в разные годы заказывали дизайн логотипов или продукции французской команде райтеров 123Klan.

Как художник и чистый холст стены находят друг друга? Как уже писала наша газета, в случае Всероссийского фестиваля стрит-арта «Арт-Премьера» в культурно-оздоровительном центре «Премьера» в Анапе счастливо совпали предложенная творческим объединением KRACITY идея впервые на Кубани провести столь масштабный форум уличного искусства и желание КМТО «Премьера» визуально обновить свою летнюю концертно-репетиционную базу, чтобы дать ее гостям — детворе и артистам — новый творческий импульс.

Еще в начале года был объявлен конкурс эскизов на темы моря и детства, передающих дух черноморского побережья и одновременно отражающих авторский почерк художника. Соорганизаторы Всероссийского фестиваля стрит-арта «Арт-Премьера», КМТО «Премьера» и творческое объединение KRACITY, из присланных 33 художниками 107 эскизов выбрали лучшие. А в середине мая их авторы при поддержке партнера фестиваля Graffiti Needs в течение недели перенесли свои работы на стены КОЦ «Премьера» в Анапе, в одночасье обретшего особенное настроение и неповторимый облик.


Грунт, леса, сотни «банок»

…Еще четыре дня назад боковой фасад четырехэтажного здания слева от въезда в КОЦ «Премьера» не имел особых примет: белый кирпич, да и только. Теперь же на внешней стене мансардного этажа рыжий кот тянет в банку — трехэтажной высоты, между прочим, — лапу за рыбой. Если мохнатый усач уже готов — его автор краснодарец Роман Котов (Spum) делал с механической вышки, а коллеги были его «глазами» внизу — то работа над банкой еще кипит. Прежде чем нарисованное стекло забликует на солнце, на стену валиками наносят грунт, а затем послойно с помощью основного инструмента райтеров — трех десятков красок-аэрозолей разных оттенков или, как принято говорить, «банок», — сам рисунок.

— Граффити я начал заниматься, как и многие, в 2009-2008 годах — благодаря влиянию двоюродного брата и посвященной стрит-арту игре Getting Up. Начал с надписей и шрифтов, потом занялся рисунками — и вот тут пригодилось начальное художественное образование, детская художественная школа им. В. Филиппова. Хотя я шрифтовик, изначально понимал, что для детского летнего лагеря нужен симпатичный рисунок, а поскольку я сам котолюб, то захотелось сделать яркого рыжего котика. Стену для него приметил, еще когда команда KRACITY до фестиваля приезжала в КОЦ «Премьера». На мой взгляд, «Арт-Премьера» — большое событие со всех точек зрения: детишки приедут отдыхать в похорошевший лагерь, который буквально за считанные дни преобразился благодаря художникам, получившим возможность выразить себя, — говорит Роман Котов.

На стене первого этажа столовой по соседству ростовчанин Костя Оriginal колдует над морским дном: осьминог и прочая живность, мягкие волны песка на площади 50 квадратных метров с каждым штрихом из баллончика становятся все контрастней под веселый фанк, раздающийся из бумбокса на лесах. Хотя ростовский райтер — и инженер-проектировщик по образованию с «художкой» за плечами — предпочитает рисовать портреты и людей, в этот раз выбор был сделан в пользу фантазийного подводного царства: «Эскиз пришлось трансформировать под стену и чуть сжать композицию, чтобы она лучше смотрелась».

— Даже в Москве выделенные под граффити стены очень часто потом закрашивают и завешивают, не понимая, что стрит-арт - простейший способ преобразить скучные серые городские пространства. В случае с фестивалем «Арт-Премьера» мы имеем нечто прямо противоположное со знаком «плюс». Авторы получают все условия для творчества — я, например, впервые на фестивале делаю работу такого большого размера, — и возможность пообщаться с другими художниками, перенять их опыт. На фестивале я реализовал один из самых интересных своих проектов: круче было только расписывать по частному заказу внутренний двор дома в Ростове-на-Дону, где я рисовал рэперов Notorius B.I.G., Тупака Шакура, боксеров Майка Тайсона и Мохаммеда Али, — считает Костя.


А вместо кисти - баллончик

Романтическая Ассоль в окружении дельфинов, шагающий по тропическому морю слон с фантастической башней на спине, заглядывающий в бутылку с миниатюрными кораблями мальчишка (лицо ребенка нанесено на трансформаторную будку, а бутылка с кораблями — на цистерну), борющийся с давлением огромной волны серфер, забавная медсестра и сердце (медпункт, догадались?) — все эти рисунки превратили прежде ничем не примечательные стены спальных корпусов и столовой КОЦ «Премьера» в произведения пусть и уличного, но искусства. А вот и еще одно морское дно со всевозможными раковинами и полными сокровищ сундуками: на стене пять на шесть метров его рисует Георгий Bodhi Орлов из Ставрополя.

— Еще школьником на уроках я разрисовывал тетрадки, хотя получил диплом менеджера по туризму, к граффити все равно тянуло: как показала практика, иногда нужно немножко заблудиться, чтобы прийти к цели. Вот уже года три занимаюсь уличным искусством и дарю людям красоту. На мой взгляд, граффити — хороший инструмент, чтобы малыми и простыми средствами создать уютную среду в детском лагере, и я рад, что одними из первых это поняли в столице Кубани. Во всяком случае, я прежде никогда не сталкивался с тем, чтобы райтеры получили возможность творить в таких комфортных условиях и к обоюдному удовольствию всех, — считает Георгий Орлов (Bodhi).

За работой Ивана Максимова (Astrocamp) из Екатеринбурга и Тимура Абдуллаева (Brazil) из Челябинска, Вячеслава Moff из Перми и Андрея Скарова из Волгограда, кубанцев Татьяны и Андрея Кожуро (Tako & Youraw), Кристины Архиповой (Kri55ty) и еще одиннадцати райтеров практически каждый день приходили наблюдать и анапчане, и курортники. Нетрудно спрогнозировать, какой восторг вызовут у детворы восемнадцать созданных ими работ: более чем 3,6 тысяч мальчишек и девчонок, которые этим летом отдохнуть в КОЦ «Премьера», увезут их фотографии вместе с самыми теплыми воспоминаниями в разные уголки страны — от Москвы до Ямала.

— Всероссийский фестиваль стрит-арта «Арт-Премьера» стал уникальным по масштабу событием в мире уличного искусства и для Анапы, и для Кубани — за что хочется поблагодарить КМТО «Премьера» и художников со всей страны. Надеюсь, он станет первым сигналом для людей, которые, видя художника с баллончиком краски, будут понимать, что граффити — это не всегда вандализм, но красота и новая жизнь для не самых привлекательных пространств. Только у живописцев холст, а у райтеров — стены, а вместо кисти баллончик. И через год мы вновь встретимся — уже на втором фестивале «Арт-Премьера», — уверен один из основателей творческого объединения KRACITYи соорганизатор фестиваля стрит-арта «Арт-Премьера» Евгений Янчухов.

Анастасия Куропатченко
Фото Елены Самородней
Краснодар – Анапа – Краснодар
29.05.2018 год


Галерея:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

Возврат к списку

BusinessFM
DFM
Звезда